1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2202

Новые полномочия Росфинмониторинга

Новые полномочия Росфинмониторинга

В августе 2007 г. появились сообщения о разработке законопроекта, позволяющего Федеральной службе по финансовому мониторингу контролировать все сделки с использованием наличных денежных средств на сумму свыше 600 тыс. руб.

Напомним, что в настоящее время Росфинмониторинг, который также принято называть финансовой разведкой, контролирует операции с наличными денежными средствами на сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб. (или аналогичную сумму в иностранной валюте). Но такому контролю сейчас подлежит лишь ограниченный перечень операций:

·        снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

·        покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

·        приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

·        получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

·        обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

·        внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

Редакция «ЭЖ» попросила руководство Росфинмониторинга разъяснить, почему понадобилось расширять перечень «подозрительных» операций, какие субъекты должны будут информировать финансовую разведку об этих операциях и когда предполагается вступление законопроекта в силу.

 

Ответ руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу В.А. Зубкова:

— Законопроект по внесению изменений в ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» подготовлен Министерством финансов РФ с участием всех заинтересованных органов государственной власти, в том числе и Росфинмониторинга. Сейчас он находится в Правительстве РФ. Надеюсь, что в ближайшее время после окончания парламентских каникул он будет представлен на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ. Вступление в силу федерального закона предполагается по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Документ направлен прежде всего на совершенствование механизма противодействия легализации преступных доходов в части, касающейся обеспечения государственного контроля за движением наличных средств. Его принятие обеспечит соответствие нашего законодательства требованиям 19 из Сорока рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членом которой является Российская Федерация. (Базовые Сорок рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 г. для борьбы с противоправным использованием финансовых систем лицами, которые отмывают деньги, полученные от реализации наркотиков. – Прим. «ЭЖ».)

Законопроект предусматривает распространение обязательного контроля на все операции с денежными средствами или иным имуществом, совершаемые с использованием наличности, если их сумма равна или превышает 600 000 руб. либо равна или превышает эквивалент этой суммы в иностранной валюте.

Сообщать в Росфинмониторинг об этих операциях будут обязаны организации, указанные в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Настоящий законопроект «новых» субъектов не вводит.

В связи с принятием законопроекта предполагается привести в соответствие с ним в основном подзаконные акты, носящие в большей степени технический характер. В частности, потребуется внести изменение в перечень кодов прежних операций.

 

К СВЕДЕНИЮ

 

О совершении «подозрительных» операций с наличностью обязаны сообщать:

·        кредитные организации;

·        профессиональные участники рынка ценных бумаг;

·        страховые организации и лизинговые компании;

·        организации Федеральной почтовой связи;

·        ломбарды;

·        организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

·        организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

·        организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

·        организации, оказывающие посреднические услуги по сделкам купли-продажи недвижимости;

·        организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.