1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1460

Стандарт факторингового обслуживания

Факторинг стремительно набирает обороты. Все большее количество предприятий рассматривает возможность применения факторинга, и все большее число компаний уже использует этот инструмент в своей работе. Растет и количество предложений со стороны банков и факторинговых компаний.

 

 

— Прошло чуть более 10 лет с момента появления факторинга в России. Можно ли сегодня говорить об устоявшихся правилах на рынке факторинга, определены ли основные параметры и стандарты обслуживания?

— На российском рынке начало развития факторинговых операций пришлось на 2000 год, а уже с 2004 года рынок факторинга переживает бурный рост, который не прекращается и по сегодняшний день. Многие из банков и факторинговых компаний начинали бизнес по факторингу с нуля, отталкиваясь от принципов и подходов кредитования.

Факторинг отличается от кредитования прежде всего тем, что опирается не на данные о текущем уровне развития компании, а предполагает оценку потенциальных возможностей, которые открываются у компании при использовании факторинга. Обеспечением возвратности финансирования при факторинге является лишь прогнозная оценка стоимости и качества дебиторской задолженности. Те компании или банки, которые прошли внушительный отрезок эволюционного пути от простого кредитования к факторингу, сегодня являются лидерами факторингового рынка.

Этот рынок постоянно растет и развивается как в России, так и во всем мире, и это общемировая тенденция — финансовый агент должен постоянно совершенствовать и изменять условия оказания услуг, делая это в соответствии с требованиями рынка, для обслуживания нужд которого и предназначен факторинг. Тем не менее можно говорить о том, что на настоящий момент сформировался ряд параметров, которые можно называть стандартами факторингового обслуживания.

 

— В чем заключаются условия факторингового обслуживания для компаний?

— Основное условие — это объем финансирования предприятия. Величина предоставленного лимита финансирования должна с запасом покрывать потребности компании в развитии. В противном случае можно говорить о том, что факторинг не средство развития компании, а причина сдерживания. Однако если банк или факторинговая компания не устанавливают ограничений на предоставляемые ими денежные средства, это приводит к тому, что у предприятия отсутствует представление об объеме, на который она может реально рассчитывать.

Немаловажным условием являются ограничения банка по покупателям, под уступку денежных требований к которым банк выплачивает финансирование. Данные ограничения могут возникать лишь в отношении тех покупателей, местоположение которых не соответствует используемому факторинговому продукту (внешний/внутренний факторинг), а также в отношении тех покупателей, по которым у банка имеется негативная информация. Банк может ограничивать объемы финансирования в разрезе по дебиторам вследствие избыточной концентрации или недостаточной диверсификации либо на основании сведений о дисциплине оплат покупателем поставок. Причинами отказа в финансировании не могут быть: форма собственности, отсутствие истории работы, недостаток информации у банка о покупателе.

Существует условие в отношении допустимого времени отсрочки. Факторинг подразумевает финансирование товара с высокой оборачиваемостью, поэтому допустимая отсрочка не должна превышать 4—6 месяцев.

Уплачиваемая предприятием комиссия по факторингу, как правило, складывается из 3 частей: это сбор за обработку документов, стоимость финансирования как такового (стоимость ресурсов) и плата за услуги банка (комиссия за административное управление). Данное разделение дает возможность компании, получающей факторинговые услуги, экономически обосновать понесенные затраты по факторингу в соответствии с действующим налоговым законодательством. Разумеется, факторинговый агент должен реально оказывать все услуги, за которые взимается плата.

Суммарная величина комиссии несколько превышает величину процентов, уплачиваемых компании по кредитованию, но в большинстве случаев эта разница, с лихвой компенсируется теми преимуществами, которые получает компания, воспользовавшись услугами факторинга. Комиссия по факторингу облагается НДС, и банк должен представить своему клиенту документ (счет-фактуру) для осуществления налогового вычета на сумму налога.

 

— Что включает в себя процедура заключения факторингового договора? После заключения договора компания незамедлительно получает финансирование?

—Изначально на основании потребностей клиента и особенностей его бизнеса банк формулирует предложение по условиям факторингового обслуживания, включающее в себя стоимость комплекса услуг. Разброс ценовых предложений сегодня достаточно велик, однако предпочтение клиентов отдается тем факторинговым агентам, которые научились работать по доступным ценам пакетно со всеми категориями дебиторов, от уже зарекомендовавших себя крупных предприятий до развивающихся частных предпринимателей.

После согласования основных условий клиент представляет пакет документов для рассмотрения вопроса заключения договора. Стандартный перечень документов включает в себя правоустанавливающие документы клиента (поставщика), анкетные данные, включающие сведения о поставщике и его взаимоотношениях с дебиторами, бухгалтерские документы поставщика (балансы и оборотно-сальдовые ведомости). Представления справок из банков и из налоговых органов не требуется. От клиента требуется лишь примерный перечень дебиторов, под поставки которым он собирается получать финансирование по факторингу.

Далее банк принимает решение о начале работы с клиентом и устанавливает величину лимита финансирования. Клиент и банк подписывают договор факторинга. С момента представления документов до подписания договора обычно проходит 10—14 дней.

После подписания договора факторинга клиент передает анкетную информацию по дебиторам, включаемым в факторинговое обслуживание. Этап рассмотрения дебитора должен укладываться максимум в 5 рабочих дней, включая установление или изменение лимита дебитора. Кроме лимита финансирования банк также определяет процент финансирования поставок в адрес этого дебитора, который может достигать 90% от суммы поставки. Никакая дополнительная информация от самого дебитора не запрашивается.

Каждому дебитору направляется письменное уведомление об уступке долга и смене в связи с этим реквизитов по оплате поставок. В случае если дебитор не понимает сути предлагаемых изменений, банк может разъяснить ему не только юридические аспекты, но и показать экономическую целесообразность использования факторинга.

После получения дебитором уведомления банк начинает финансирование поставок, произведенных в адрес этого дебитора. Финансовый агент может также выделить средства на поставки, которые уже были отгружены в адрес дебитора.

Платежи, поступающие от дебиторов, погашают выплаченное клиенту финансирование, а остатки платежей за вычетом комиссии факторинговой компании перечисляются поставщику. Перевод остатков платежей производится на следующий рабочий день после зачисления на счет банка. При этом комиссия рассчитывается на дату зачисления денежных средств от дебиторов в банк.

 

— Каков документооборот между поставщиком и банком? Изменяется ли документооборот между поставщиком и покупателем при работе по факторингу?

— В текущем режиме поставщик предоставляет в банк информацию о произведенных отгрузках, на основании которой осуществляется финансирование. Эта информация может предоставляться в бумажном либо электронном виде. Предоставление информации в электронном виде — на сегодня самая современная и востребованная форма, позволяющая экономить как время, так и средства поставщика. Финансирование осуществляется в день представления сведений об отгрузках (при представлении их до 14.00).

В документообороте с покупателями все изменения сводятся к указанию на накладных номеров договоров поставки, в соответствии с которыми производится отгрузка товара. Банк не требует никаких трехсторонних договоров между банком, поставщиком и дебитором. Не требуется внесения изменений в договоры поставок. В случае когда информация об отгрузках передается в бумажном виде (накладные, счета-фактуры), третий экземпляр не нужен, достаточно представления копии. В случае если товар отгружается представителю покупателя на основании предъявленной им доверенности, в банк передается копия этой доверенности, а если товар поставляется через грузоперевозчика, то передается копия транспортной накладной.

При возникновении возвратов товара поставщик должен представить факторинговому агенту копии возвратных накладных.

При проведении операций по факторингу банк обязан ежемесячно представлять клиенту отчеты и счета-фактуры.

 

— Как банк обеспечивает информационную прозрачность проводимых операций для клиента?

— По всем производимым операциям по факторингу банк представляет отчеты клиенту. Наиболее полную информацию клиент получает из специализированной программы — клиентского модуля по факторингу. Поставщик в оперативном режиме видит не только информацию о перечислениях банком сумм финансирования, но и сведения о платежах покупателей в адрес банка, данные о текущем состоянии каждой поставки, объемах выплаченного финансирования по каждой поставке, суммах, уплаченных покупателем, осуществленных возвратах и взаимозачетах между покупателем и клиентом. Также поставщик видит информацию о погашенном финансировании и суммах уплаченных комиссий в разрезе по каждой поставке.

 

— Долго ли компания может пользоваться факторингом?

— Факторинг — лучший способ для развивающейся компании пополнить дефицит оборотных средств и упростить работу с дебиторской задолженностью. Поставщик получает возможность значительно увеличить объем продаж, высвободить денежные средства, замороженные в дебиторской задолженности, расширить клиентскую базу и увеличить объемы закупок у своих поставщиков, а также уменьшить сроки оплаты, улучшить свое финансовое состояние.

Договор факторингового обслуживания носит бессрочный характер. Основная цель применения факторинга — развитие компании. Торговое предприятие может менять рынки сбыта, сам товар, торговых партнеров, но при этом постоянно расширять и увеличивать бизнес.

 

НА ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ «ЭЖ» ОТВЕТИЛ СЕРГЕЙ КРАСОВСКИЙ, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ФАКТОРИНГА МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА