1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 885

Маникюр за счет заведения

Организация является производителем парфюмерии. В рамках рекламной кампании она заключает посреднический договор с салоном красоты (агент). Согласно указанному договору агенту поручается в течение недели всем желающим оказывать услуги с использованием производимой организацией продукции (маникюр, массаж и др.), при этом плата с клиентов не взимается, а стоимость услуг компенсируется принципалом на основании представленных салоном отчетов. Следует ли организации начислить НДС со стоимости услуг, оказанных салоном своим клиентам, плату за которые производит организация-принципал (как с услуг, оказанных ею физическим лицам на безвозмездной основе в рамках рекламной кампании)?

 

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

При этом согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база определяется как стоимость таких товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В соответствии со ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.

Статьей 1008 ГК РФ предусмотрено, что в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.

Согласно положениям ст. 1011 ГК РФ, если агент действует от имени и за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 49 ГК РФ.

В соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Согласно положениям ст. 974 ГК РФ поверенный обязан передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения.

Таким образом, в силу существа агентского договора, а также по смыслу ст. 974 ГК РФ все полученное агентом в результате совершенных им согласно агентскому договору действий от имени принципала является собственностью принципала.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Учитывая изложенное, при оказании агентом услуг с использованием продукции организации — производителя парфюмерии данная организация является плательщиком налога на добавленную стоимость со стоимости переданных парфюмерных средств. У агента налоговую базу составляет сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения (любого иного дохода) по агентскому договору. В отношении налога на добавленную стоимость со стоимости услуг, оказываемых агентом, плательщиком налога будет являться организация, в случае если такие услуги оказываются агентом от имени производителя парфюмерии; в случае если такие услуги агент оказывает от своего имени, плательщиком налога на добавленную стоимость в данном случае будет он.

Таким образом, организации следует начислять НДС со стоимости услуг, оказанных салоном своим клиентам, плату за которые производит организация-принципал (как с услуг, оказанных ею физическим лицам на безвозмездной основе в рамках рекламной кампании), в случае если такие услуги оказываются агентом от имени производителя парфюмерии.

При этом следует учитывать положения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которым не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.