Шаланды, полные кефали?..

| статьи | печать

Правительство России намерено в ближайшие пять-шесть лет удвоить производство и потребление рыбопродукции в стране. Однако рыбные прилавки и сегодня ломятся от обилия товара. Но удовлетворен ли спрос на рыбу и морепродукты? Заоблачные цены, браконьерство, старение рыбодобывающего флота, ведущее к радикальному снижению добычи водных биологических ресурсов в России, — все это вызывает серьезную озабоченность.

 

Вылов и производство рыбы и морепродукции

На излете советской эпохи Россия занимала ведущее место в мире по добыче морепродуктов и производству рыбной продукции. Это лидерство по большей части достигалось благодаря поддержке отрасли со стороны государства. «В СССР сознательно поддерживались низкие розничные цены на рыбу посредством дотаций производителям в виде повышенной оптовой цены», — говорит замдиректора ОАО «ВНИЭРХ» к.э.н. Владимир Борисов. По данным статистики, тогда потребление рыбопродукции составляло 22 кг на душу населения в год и приближалось к нормам рационального питания.

Сегодня размер государственной поддержки существенно ниже, чем раньше. Более того, Правительством России введен сбор налогового характера — плата за пользование водными биоресурсами. Все это совпало с поспешными, не всегда понятными рыночными преобразованиями структуры рыбной промышленности. Следствием явились потеря лидирующих позиций отрасли в мире, снижение уловов по сравнению с серединой 80-х годов в 2,5 раза, соответствующее снижение душевого потребления, старение флота и его низкая обновляемость, а также рост числа убыточных предприятий.

По данным статистики, в 1990 г. в России было выловлено около 8 млн т морепродуктов, к 1995 г. вылов снизился до 4 млн т и продолжал снижаться. Лишь с 2005 г. произошел рост до четырех с небольшим млн т. За 8 месяцев текущего года вылов рыбы снизился на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

 

Рыболовный флот сегодня

В результате разрушения крупных рыбодобывающих предприятий у нас в стране сформировалось множество частных фирм, эффективность работы которых значительно уступает крупным предприятиям. Недостаточный объем собственных оборотных средств у подобных фирм привел практически к полному прекращению обновления рыбодобывающего флота.

Главный специалист ЦНИИ «Технологии судостроения» Илья Вайсман резко критикует российское Правительство за то, что рыбодобывающий флот в стране последние 15 лет не обновлялся: «Сегодня в России 30% судов старше 35 лет. При этом новые морские суда не строят, а берут в аренду за рубежом подержанные корабли с оплатой аренды выловленной рыбой». В то время как весь мир использует новые рыболовные суда, Россия находится в аутсайдерах. По мнению И. Вайсмана, подобная практика, когда рыба и морепродукты, вылавливаемые согласно государственному квотированию и предназначенные для внутреннего потребления, продаются по бросовым ценам за границу в качестве оплаты аренды судов, является «легальным способом вывоза крупного капитала за рубеж».

Если в СССР в год строилось по 30 судов, то сейчас суда только проектируются. Сегодня в Правительстве рассматривается возможность финансирования строительства новых кораблей с помощью лизинга. А ЦНИИ «Технологии судостроения» предлагает внести поправки в действующее законодательство и запретить эксплуатацию судов старше 30 лет, а также ввести запреты на вылов рыбы на иностранных судах.

 

Структура потребления

Поскольку основная часть российского населения живет в «континентальной» зоне и имеет невысокие доходы, то и наибольшим спросом пользуется свежемороженая продукция. По данным торговых компаний, структура потребления свежемороженой рыбы и морепродуктов выглядит так: сельдь — 27%, минтай — 26, морепродукты — 20, скумбрия — 18, лосось и форель — 10%. По видам переработки рыбы предпочтения россиян таковы: 20% рынка составляет неразделанная рыба, 20 — разделанная рыба, 15 — филе, 20 — полуфабрикаты и готовая рыбопродукция, 20 — консервы и пресервы и 5% прочая рыбопродукция.

«Массовый потребитель предпочитает в основном мороженую неразделанную рыбу в силу низкой покупательной способности. Розничные цены на рыбную продукцию, по существу, вышли на мировой уровень, притом что уровень доходов большинства россиян невысок», — считает и В. Борисов. Производители искусственно выращенной рыбы, однако, говорят о том, что сейчас начинает расти спрос и на более дорогие сорта рыбы. К примеру, Бисеровский рыбокомбинат увеличил продажу форели на 40%, потому что реализация живого карпа стабилизировалась и практически не увеличивается. При этом если в Москве проблем с продажами продукции не возникает, то в регионах торговля идет не так бойко.

Еще важно заметить, что цены ползут вверх не только потому, что не стало государственных субсидий в отрасли. Дело в том, что раньше закупки рыбы шли централизованно, а сейчас этим занимаются как сами рыбокомбинаты, так и различные посредники. Все это сказывается на цене конечной продукции, которая в силу нерациональных логистических цепочек и растущих транспортных тарифов увеличивается вдвое.

 

Океан задач

Совершенствование законодательства и экономических механизмов отрасли, радикальное обновление флота, развитие промышленного производства рыбы (аквакультура), проведение целого комплекса природоохранных мероприятий — такие первостепенные задачи стоят сейчас перед рыболовной отраслью. Тем более что Счетная палата России признала первый этап Концепции развития рыбного хозяйства на период до 2020 года невыполненным.

Специалисты выделяют следующие насущные задачи отрасли:

·        совершенствование порядка определения объемов уловов и их квотирования;

·        наведение порядка в условиях промысла в экономической зоне России;

·        создание экономических механизмов по искоренению браконьерства;

·        повышение заинтересованности и создание необходимых условий для рыбодобывающих фирм с целью обновления флота;

·        создание экономических рычагов и стимулов, направленных на обеспечение захода иностранных судов в российские порты.

Указом Президента РФ Федеральный комитет по рыболовству (Росрыболовство) преобразован в Госкомитет по рыболовству, руководитель которого приравнивается к рангу федерального министра. Может, после этого показное рыбное «изобилие» станет украшать столы во всех российских семьях?