1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

«Общественники» идут с проверкой

В проверках ФСФР будут участвовать саморегулируемые организации

В последние годы законодательная власть стремится заменить государственное регулирование некоторых сфер деятельности (оценочная, аудиторская деятельность, рынок ценных бумаг и другие) контролем со стороны саморегулируемых организаций (далее — СРО). Эта же тенденция проявляется и в подзаконных актах.

 

Минюст России зарегистрировал Порядок проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденный Приказом ФСФР России от 13.09.2007 № 07-94/пз-н (далее — Порядок).

Порядок устанавливает процедуру подготовки и проведения проверок эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и иных организаций, контроль и надзор за которыми возложен на ФСФР.

Новый документ в основном повторяет положения действующего сейчас Порядка проведения проверок…, утвержденного Приказом ФСФР России от 20.04.2005 № 05-16/пз-н. Однако в нем есть и определенные новшества.

Во-первых, он предусматривает при определенных условиях участие в проверках «общественников», то есть представителей СРО. Во-вторых, вводится новая форма проведения внеплановых выездных проверок эмитентов — наблюдение на общем собрании акционеров.

 

Вместе с инспекторами придут уполномоченные

Порядок предусматривает, что если проверяемая компания входит в состав какой-либо СРО, то проверки должны проходить с привлечением уполномоченных сотрудников этой СРО.

Фамилии уполномоченных работников СРО перечисляются в приказе о проведении выездной проверки. Причем если у такого лица имеется личная заинтересованность в исходе проверки, которая может привести к конфликту интересов, оно должно сообщить об этом руководителю ФСФР (ее регионального отделения) или его заместителю.

Если по результатам проверки ФСФР направит проверяемой организации предписание об устранении нарушений законодательства или о запрете проведения отдельных операций на рынке ценных бумаг, СРО получит копию такого предписания. Это позволит ей отслеживать то, как входящая в ее состав организация выполняет законные требования государственных органов.

Права уполномоченных работников СРО, участвующих в проверке, перечислены в п. 3.5 Порядка (см. плашку) и во многом совпадают с правами государственных инспекторов.

 

Собрание под наблюдением

Внеплановая выездная проверка эмитента в виде наблюдения на общем собрании акционеров — новая контрольная мера, позволяющая предотвратить нарушение прав инвесторов.

Она назначается в случае поступления в ФСФР жалоб, обращений, заявлений или иной информации (очевидно, в том числе и из СМИ), содержащей сведения о возможном нарушении прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг при проведении общего собрания акционеров эмитента.

В наблюдении участвуют только инспекторы, то есть представители государственных ведомств, но не уполномоченные работники СРО. По крайней мере, в приказе об осуществлении наблюдения об уполномоченных в этом пункте не упоминается (п. 2.2 Порядка).

В отличие от плановой выездной проверки процедура наблюдения должна стать для эмитента сюрпризом, так как проводится без предварительного уведомления проверяемой организации.

Явившись в место проведения общего собрания и удостоверив свои полномочия (то есть предъявив служебные удостоверения и вручив представителю эмитента приказ об осуществлении наблюдения), инспекторы наблюдают за всеми этапами проведения собрания. При этом они не могут влиять на ход его проведения и давать разъяснения по вопросам, связанным с подготовкой, созывом и проведением общего собрания.

Инспекторы также вправе получать необходимые им копии документов и устные объяснения представителей эмитента, присутствовать при проверке полномочий и регистрации лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определении кворума, голосовании и подсчете голосов.

По итогам проведения данной процедуры составляется отчет в одном экземпляре, который включает в себя сведения об основании, предмете, месте и времени наблюдения, о составе группы инспекторов, информацию об общем собрании акционеров и ходе его проведения. В нем излагаются все выявленные нарушения законодательства с краткой ссылкой на установленные доказательства их совершения (то есть со ссылкой на документы).

ФСФР рассматривает отчет и принимает решение в отношении эмитента или лиц, осуществлявших функции счетной комиссии на общем собрании акционеров, в срок, не превышающий 30 дней с даты его составления. Такое решение может быть вынесено в форме предписания об устранении нарушений законодательства, о недопущении подобных нарушений в дальнейшей деятельности либо о приостановлении действия лицензии и т.п.

Порядок, утвержденный Приказом от 13.09.2007 № 07-94/пз-н, вступит в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

 

ПРАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРО:

 

·       совместно с инспекторами находиться на территории, в административных зданиях и служебных помещениях организации;

·       вносить, выносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;

·       рекомендовать инспекторам истребовать необходимые для достижения целей проверки документы (в том числе справки, письменные объяснения и другие) и их копии, а также устные разъяснения по существу проверяемых вопросов;

·       получать от инспекторов копии документов (в бумажном и/или электронном виде);

·       получать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения», документации на используемые автоматизированные системы;

·       изучать полученные в ходе проведения проверки документы;

·       давать инспекторам устные и письменные разъяснения и/или заключения по существу проверяемых вопросов.