1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

В России все на свой лад

ВЛАДИМИР МОРЫЖЕНКОВ, Д. Э. Н., ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ\ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ГУУ

За 20 лет существования российские бизнес-школы превратились из локальных институтов в значимых игроков международного рынка. Они дотягиваются до европейского уровня, и проблемы отечественных и зарубежных школ становятся все более похожими. Но есть проблемы, обусловленные спецификой российского бизнеса.

В среде российского бизнес-образования плохо приживается очное обучение. Бизнесмен боится оторваться от рабочего места. Он не уверен, сможет ли вернуться или найти такую же престижную работу после окончания обучения. На Западе же такая форма обучения, называемая там «full-time», активно практикуется.

Еще одна проблема кроется в преподавательском составе. Все российские бизнес-школы выращены из университетов, которые наследуют преподавательскую среду прошлого поколения. Часто эти люди незнакомы с бизнес-средой. Спасает положение большое количество предпринимателей, желающих преподавать.

В Европе все крупные компании являются полигонной площадкой для бизнес-школ. Прозрачность предприятия помогает рассматривать его как образец. Работа руководителей таких компаний в качестве консультантов и преподавателей бизнес-школ способствует наиболее успешному и практическому обучению. Отечественные же организации чаще закрыты для учеников российских бизнес-школ.

Наше понимание бизнес-образования отличается от западного. Это связано с устройством российского бизнеса. Отечественные компании не придерживаются западных стандартов управления и корпоративной культуры, у нас другое понимание того, что хорошо, а что плохо. Традиции западной бизнес-этики вызывают подчас усмешку у наших предпринимателей. Но невнимание к вопросам корпоративной культуры и этики способствует невысокой степени социальной ответственности отечественного бизнеса.

Поэтому ведущие бизнес-школы разрабатывают и реализуют образовательные проекты, удовлетворяющие требованиям западного бизнес-образования, подготовки новых управляющих. Они готовят тех, кто способен создать для себя и окружающих баланс жизненных интересов и работы.

То, чему учат в зарубежных бизнес-школах, в России может пригодиться человеку, работающему на крупные западные структуры. Сегодня отечественное бизнес-образование более соответствует российскому бизнесу, чем классическое западное.

Надо признать, что пока правильное корпоративное поведение не приводит к успеху компании на рынке. Оно скорее создает проблемы. Существующие законы с трудом можно соблюдать, а управление компанией рассматривается с иного аспекта. Но чем скорее бизнес станет цивилизованным, тем скорее возникнет спрос на управленцев с образованием MBA.