Лучше автоматизировать, чем экономить

| статьи | печать

Страна живет в условиях строительного бума — только в этом году введено в эксплуатацию более 1,5 миллиона квадратных метров складских помещений. На российский логистический рынок приходят международные игроки, появляются новые местные компании, в основном оказывающие комплексные услуги со значительной добавленной стоимостью (3PL-операторы), происходят слияния и поглощения, возрастает конкуренция. Для эффективного функционирования в таких условиях предприятиям необходимы ИТ-решения, которые помогут им укрепиться на рынке и развивать свой бизнес.

 

3PL-операторы

От момента начала работы 3PL-оператора — выполнения первых логистических операций с клиентами — до получения им первой операционной прибыли проходит в среднем от 1 до 1,5 года, а иногда и больше. В этот период компании стараются на всем экономить. Инвестиционный бюджет на информационные технологии (ИТ) тоже часто ограничивается. Тем более что при самостоятельном строительстве склада инвестиции в создание ИТ-инфрастуктуры составляют от 2% от стоимости логистического комплекса, а при его аренде — до 7%.

Экономя на ИТ, компании часто выбирают решения, которые не могут масштабироваться при росте бизнеса. Многие предприятия, начиная свою деятельность с небольших складов от 5 тыс. до 10 тыс. кв. м, в первые три года интенсивно растут. Использование непродуктивных технологий, снижающих общую эффективность операций, приводит в итоге к уменьшению возможной прибыли.

Между тем работать в крупном логистическом комплексе без управляющей системы очень сложно. Широко используемые в мире альтернативные механизмы ИТ-сервиса, например модель SaaS (Software as a Service), позволяют решить многие проблемы.

 

Модель SaaS

Суть модели SaaS заключается в том, что компания не приобретает оборудование, лицензии на программное обеспечение и услуги по внедрению, а заключает договор аренды доступа к ним.

Так, если организации в период с января по ноябрь нужно одно количество рабочих мест, а с ноября по декабрь — другое, то, заключив соглашение с поставщиком такого рода услуг, она получит доступ к системе управления складом и всему оборудованию. При этом ИТ-решение будет работать в современном Data-центре, то есть в информационном центре, который имеет высокоскоростные каналы связи. В нем обеспечивается гарантированный доступ ко всем обслуживающим сервисам, в том числе и к администраторам, поддерживающим систему и настраивающим ее в соответствии с потребностями компании.

Такая модель ИТ-сервиса позволяет экономить до 80% от начальных затрат по сравнению с традиционной моделью, при которой предприятие, еще не начав работать и получать прибыль, уже должно инвестировать в серверное оборудование, лицензии и т.д.

Более того, при традиционной модели автоматизации компания закупает определенное количество пользовательских лицензий и в пиковые сезоны сталкивается с рядом ограничений. С одной стороны, ей необходимо привлечь большее количество пользователей и ресурсов. А с другой, купив нужные для пикового периода лицензии и оборудование, она не сможет их использовать в другое время. Это неоправданные затраты. В случае же аренды компания может гибко управлять количеством пользователей в разные сезоны.

Использование SaaS-модели дает ряд преимуществ. К примеру, у компании появляется возможность сэкономить на налогах, в частности на налоге на имущество, так как оборудование она не покупает, а арендует. К тому же далеко не все организации могут позволить себе создавать современные Data-центры, гарантирующие отказоустойчивую инфраструктуру.

Помимо этого решается и проблема с ИТ-персоналом. Сегодня это дорогой и недостаточный для развития отечественной экономики ресурс (см. «ЭЖ» № 47, стр. 40), подверженный миграции. Но компаниям не приходится придумывать методы, чтобы удержать людей и предотвратить их уход. В рамках «сервисной» модели они арендует также и квалифицированный ИТ-пресонал.

 

Люди и машины

Изначально все склады создавались с очень низкой степенью механизации. В большинстве своем это стеллажные склады, где люди управляют подъемной техникой. Даже те логистические комплексы, которые сегодня строятся под Москвой, ощущают огромную нехватку человеческих ресурсов.

Отчасти эти задачи помогают решить широко распространенные в Западной Европе ИТ-решения. Это склады и с полной автоматизацией, и с использованием конвейеров, различных устройств, позволяющих частично либо полностью снизить требования к наличию персонала и его квалификации. Сегодня эти решения приходят и в Россию.

 

Глобализация рынка

Развитие розничных сетей до глобального уровня требует укрупнения логистических компаний. Эта тенденция заметна во всем мире.

Многие организации имеют по нескольку складов. При этом, с точки зрения клиента, они должны рассматриваться как единое целое. Компания 3PL-оператор при входящей поставке должна определять, на какие склады и в какие территориальные районы надо поместить груз. При этом ей необходима оперативная информация о свободных площадях, географическом расположении и т.д.

Но в то же время при заказе на отгрузку товара клиенту требуется принять решение, с какого склада отгружать, где произвести консолидацию и когда запустить процесс сборки товара. Здесь нужен механизм управления уже не отдельным складом, а логистической цепочкой. И такие ИТ-решения по управлению глобальными цепочками поставок, прогнозированию спроса и планированию в цепочках поставок имеются в России (см. диаграмму).

Еще одна тенденция рынка логистических услуг — увеличение количества 3PL-операторов. Многие дистрибьюторы производителей и поставщиков товаров уже владеют достаточно развитой логистической инфраструктурой: складскими площадями, транспортными парками и т.д. Изначально они обеспечивали дистрибуцию товаров или продукции того или иного производителя, обслуживали определенный регион. Однако бизнес дистрибуции считается рискованным: компания может потерять контракт с производителем либо финансовые результаты могут снизиться по другим причинам.

Поэтому организации открывают параллельный бизнес или мигрируют в область оказания коммерческих логистических услуг. Предпосылками к этому служат уже хорошо налаженная инфраструктура и логистика. Но им сложно работать с большим числом компаний, готовых поставить товар на ответственное хранение. Для этого они должны быть максимально гибкими, что требует единого информационного пространства (см. схему)

Если предприятие не может вовремя получить информацию о необходимости произвести отгрузку и обработать заказ, то, как бы хорошо ни была налажена работа склада, клиент получит товар с опозданием. Это, естественно, скажется на его решении продолжить работу с таким логистическим оператором.

Поэтому создание интеграционных информационных платформ, объединение всех игроков рынка в единое информационное поле так важно для отрасли, и в частности для каждой компании.

Тут возможны два варианта развития событий. Первый — подключение компаний в Data-центре к единой системе обмена информацией, в которой все основные документы (предварительные уведомления о приходе, товарно-транспортные накладные, акты приемки, накладные на отпуск товара и т.д.) стандартизованы и поддерживаются системой электронного документооборота (технологии EDI). Так работают крупнейшие торговые сети «Лента», «Метро», «Ашан» и их поставщики.

Другой вариант — создание собственных интеграционных платформ. К примеру, логистическая компания Relogix создала платформу на базе Microsoft BizTalk Server, которая позволяет ей работать с клиентами в едином информационном поле и избегать задержек по документообороту.

Решение о том или ином варианте использования информационных технологий в повседневной практике требует тщательного финансово-экономического обоснования. Все большее число отечественных компаний, в том числе и логистических, предпочитает передать управление в специализированную организацию. Возможно, в некоторых случаях это обойдется дороже содержания собственного ИТ-специалиста, но экономический эффект от использования Data-центра обычно оказывается выше.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ

1PL (First Party Logistics) — автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец;

2PL (Second Party Logistics) — компания оказывает традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями;

3PL (Third Party Logistics) — организация предоставляет услуги складирования, перегрузки и другие дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью;

4PL (Fourth Party Logistic) — предприятие решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей.

ИСТОЧНИК: ИТКОР

 

 

ПРЕИМУЩЕСТВА МОДЕЛИ SAAS

 

Финансовые:

низкие начальные инвестиции (до 20% от традиционной модели);

экономия на налоге на имущество;

возможность гибко управлять количеством оплачиваемых рабочих мест (увеличение количества в пиковые сезоны).

Технические:

отказоустойчивая инфраструктура по цене обычной конфигурации;

отсутствуют потери при необходимости масштабирования решения.

Персонал:

нет проблем с поиском, обучением, мотивацией и удержанием ИТ-персонала для WMS-решения.

 

СУТЬ МОДЕЛИ SAAS

 

·        Cовременный Data-центр;

·        отказоустойчивое ИT-решение: 100%-ное резервирование вычислительных мощностей;

·        рабочие станции, системы и подсистемы для программирования и др. оборудование в аренду (снижение налога на имущество);

·        лицензии в аренду;

·        информационная система технической поддержки (Helpdesk), решения проблем с компьютерами, аппаратным и программным обеспечением для конечных пользователей;

·        выделенные администраторы систем управления складом (WMS).