1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1651

Системное внимание — налоговой системе

В декабре исполнится 75 лет Торгово-промышленной палате России. ТПП России — особый институт со своей историей, традициями и направлениями современного развития. О том, какие задачи она решает в развитии налоговой системы, рассказывает заместитель директора Департамента по законодательству ТПП РФ Дмитрий ФАДЕЕВ.

 

Узлы на перспективу

Большое количество законов, в которых ТПП принимала активное участие, относится к налоговому законодательству. Подводя своеобразные итоги этой работы, можно сказать, что практически все они были приняты с учетом поправок ТПП РФ.

Однако, несмотря на активную работу, общие проблемы в налоговой сфере, мешающие развиваться бизнесу, до сих пор остаются. Это и фискальная направленность налоговой системы, и ее недостаточное использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства, а также существующие возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.

Отдельно следует выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов.

В ТПП РФ постоянно идет работа над предложениями по совершенствованию налогового законодательства, и, для того чтобы изменить ситуацию, на наш взгляд, в сфере налогового администрирования необходимо:

·       упростить систему бухгалтерского учета, перейти от ежеквартальной к ежегодной отчетности;

·       законодательно ввести принцип «одного окна» для налоговой отчетности. Для этого следует установить прямой законодательный запрет на повторное истребование документов любым налоговым органом, если налогоплательщик подтверждает описью факт их передачи;

·       радикально сократить размер форм налоговой отчетности. При этом было бы целесообразно их утвердить в качестве специального раздела Налогового кодекса, обеспечив столь необходимую предпринимателям стабильность.

При включении в налоговое законодательство понятия «консолидированный налогоплательщик» органам законодательной и исполнительной власти нужно признать, что порядок учета и налогового контроля крупнейших налогоплательщиков должен быть адекватен не только возможностям налоговых органов, но и потребностям самих крупнейших налогоплательщиков.

При доработке законопроекта о трансфертном ценообразовании следует:

·       доработать механизмы обязательного декларирования информации по контролируемым сделкам и предоставления информации, дополнительно истребуемой налоговыми органами. Дело в том, что заложенный сейчас в проекте порядок существенно увеличивает поток информационного обмена между бизнесом и государством. Законопроект практически нивелирует введенные с 1 января 2007 г. ограничения по объему представляемых налогоплательщиком в режиме камеральной проверки документов и информации;

·       минимизировать расходы бизнеса при заключении налоговых соглашений о ценообразовании;

·       однозначно определить понятия «идентичности (однородности) предметов», «сопоставимости условий сделок», «накопления информации из разных источников».

В части совершенствования налога на имущество организаций целесообразно предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее 30 млн руб. Эта льгота должна предоставляться предприятиям на срок не менее 5 лет и позволит стимулировать модернизацию промышленных предприятий.

 

НДС — особая статья

В настоящее время возобновилась активная дискуссия по вопросу совершенствования НДС, включая предложения о его замене налогом с продаж (НСП).

Отрицательным моментом такой замены является риск неуплаты, так как НСП концентрируется на одной стадии производственно-коммерческой цепочки и вся его сумма может быть полностью потеряна, поскольку розничные продажи являются наиболее слабым для администрирования звеном. НДС же собирается на разных стадиях производственно-коммерческой цепочки, и риск потерь существует только на той стадии, на которой происходит уклонение от уплаты налога.

Положительный момент данной замены в том, что основные проблемы НДС связаны с его возмещением, в то время как при введении вместо НДС налога с продаж они могут быть сняты.

С другой стороны:

·       потери при уклонении от уплаты НСП на импортируемые товары выше, так как НДС взимается непосредственно при таможенном оформлении товара, а НСП поступает в бюджет после первой продажи внутри страны;

·       с точки зрения фискальной функции налоговой системы преимущество налога на добавленную стоимость в том, что бремя доказательства права на возмещение уплаченного НДС лежит на налогоплательщике, а доказательство факта занижения обязательств по НСП входит в обязанности налоговых органов (это выгодно предпринимателям);

·       введение НСП может сместить налоговое бремя в сторону покупателей товаров, работ и услуг, средний уровень доходов которых в России и так является очень низким.

С учетом вышесказанного, на мой взгляд, данное предложение в современных условиях является малоэффективным.

В сфере НДС целесообразнее наряду с переходом к уведомительному порядку подтверждения права на применение нулевой ставки сократить перечень документов, предусмотренных налоговым законодательством для подтверждения ее применения, до одной таможенной декларации с отметкой о вывозе товара в режиме экспорта.

Помимо этого, в ближайшее время необходимо рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС до 13—15%. При этом предусмотрев нулевую ставку на печатную, лекарственную продукцию, на услуги, оказываемые отечественными выставочно-ярмарочными организациями, оперирующими в сфере содействия ВЭД, на услуги по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию жилья, оказываемых ТСЖ и жилищными кооперативами.

Прозвучавшие недавно предложения «Деловой России» по реформированию НДС, заключающиеся в отказе от системы входящего НДС и переходе к взиманию налога по прямому варианту — только с той добавочной стоимости, которая была создана предприятием, вряд ли помогут решить проблему уклонения от уплаты налога. Этот способ уплаты НДС может стимулировать налогоплательщиков на искусственное завышение своих расходов, что позволит экономить как на НДС, так и на налоге на прибыль.

Также более активным может стать использование, например, малых предприятий в середине цепочки посредников. Освобожденные от уплаты НДС организации смогут выступать своего рода лазейками для уклонения от уплаты этого налога более крупными компаниями.

Кроме того, может возникнуть сложная ситуация у предприятий, которые произвели, но не реализовали свою продукцию, так как по предлагаемой методике они автоматически должны будут заплатить НДС с величины добавленной стоимости произведенной продукции. То есть налоговой базой будет признаваться вся произведенная продукция вне зависимости от факта ее реализации.

В связи с этим предложения «Деловой России» требуют дополнительной серьезной проработки и обоснований.

 

Уже в парламенте и на подходе

Следует отметить что ряд «собственных» инициатив палаты в сфере налогового законодательства уже оформлен в законопроекты. Среди них в первую очередь нужно отметить законопроект «О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ», которым предлагается установить размер годового дохода налогоплательщика, при превышении которого он теряет право применять УСН, в сумме 56 млн руб. Проект уже внесен на согласование экспертного совета фракции «Единая Россия» в Госдуме.

Также можно выделить проект, вносящий поправки в ст. 270 и 286 НК РФ, предусматривающий уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, перечисленных налогоплательщиком на благотворительные цели общественным организациям, специализирующимся на оказании помощи детям-инвалидам, детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также на решение проблем детской беспризорности. В ноябре нынешнего года проект был внесен в парламент.

Недавно ТПП заручилась поддержкой Минфина России в части законопроекта, направленного на дальнейшее совершенствование налогового администрирования. Документ направлен на устранение ряда неточностей и ошибок, допущенных при принятии ФЗ № 137.

Помимо этого, ТПП был разработан законопроект, устанавливающий уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за проведение незаконных проверок, вынесение заведомо незаконного решения и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. По всем составам устанавливается наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенную должность, лишение свободы.

Совместно с Минэкономразвития России мы дорабатываем поправки в ст. 259 НК РФ. Предлагается установить 30%-ную амортизационную премию как альтернативу для налогоплательщиков: или 10%-ную премию на все вновь введенные основные средства, или 30% — только на вновь введенные машины и оборудование.

В заключение отметим, что в настоящее время Департаментом по законодательству ТПП РФ разработана Концепция развития законодательства на период до 2011 г., которая придаст участию палаты в законотворческой деятельности в Госдуме V созыва более целеустремленный и планомерный характер.

 

ПОДВОДЯ ИТОГИ

За время своей работы Госдума РФ IV созыва рассмотрела 2712 законопроектов, приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов. По наиболее значимым для экономики и предпринимательского сообщества законопроектам ТПП России подготавливала экспертные заключения, участвовала в работе экспертных советов, профильных комитетов Госдумы, а также сама инициировала внесение поправок в законодательство.

В указанный период ТПП России подготовила 181 экспертное заключение по законопроектам, направила 47 пакетов поправок к законопроектам, а также подготовила и внесла в государственные органы власти 29 законопроектов.