1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1034

Мы узнаем Север Крайний?..

Правительство РФ утвердило Концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года». Государственному заказчику ФЦП — Минрегиону поручено разработать проект программы.

 

Потенциал могучий

Малочисленные народы проживают в основном в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. На эти земли приходится две трети природно-ресурсного потенциала страны. 26 субъектов РФ полностью или частично отнесены к северным территориям. Они в сумме дают в федеральный бюджет 47% всех налоговых поступлений страны.

В 2006 г. из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а это места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в консолидированный бюджет страны поступило 35,4% всех налогов и сборов, а в федеральный бюджет — 47%.

Более 25% сальдированной прибыли отечественные предприятия и организации получают от хозяйственной деятельности на этих территориях.

Тем временем, по словам председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадия Олейника, сокращается уровень государственной поддержки северных территорий, что негативно отражается на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов и на уровне и качестве жизни людей.

Многие жизненно важные показатели условий проживания у них ниже среднего уровня по России. К примеру, обеспеченность школьными зданиями в северных поселениях в 2 раза ниже общероссийского показателя. Почти половина существующих школ не соответствует климатическим условиям и современным градостроительным нормам.

 

Опять долго запрягаем?

Еще в апреле 2004 г. Владимир Путин провел в Салехарде заседание Президиума Госсовета страны, посвященное проблемам размещения производительных сил и условиям жизни людей в суровых краях. Но ни поручения главы государства, ни устремления местных властей, ни социальная практика хозяйствующих субъектов не находили должного продолжения в действиях Правительства РФ. Оно не реагировало на законопроект о государственных гарантиях северянам, на проект закона о северном оленеводстве. МЭРТ РФ не поддержал законопроект о районных коэффициентах, учитывающий медико-биологический фактор проживания людей на Севере.

Председатель Госдумы Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Харючи, возглавляющий Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не раз заявлял, что без целевой господдержки процесс депопуляции в суровых краях станет необратимым.

Социальную защиту северян Правительство переложило на субъекты РФ. Такой порядок предусматривает установление гарантий и компенсаций отдельно для работников:

·        организаций, финансируемых из федерального бюджета;

·        учреждений, содержащихся за счет регионального и местного бюджетов;

·        предприятий и организаций небюджетной сферы.

И работающие в одинаковых природно-климатических условиях люди имеют разные виды и размеры госпособий. Это противоречит духу и смыслу ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года». Потребовались многочисленные обращения в Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, чтобы в проекте «Развитие АПК» появилась строка о финансировании северного оленеводства и табунного коневодства. Однако на 2007 г. выделено только 250 млн руб. Это ничтожно мало для действительного благополучия людей, для рационального использования природных ресурсов.

 

Нужны точные критерии

В Законе от 30.04.99 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в других нормативно-правовых актах не определены в достаточной мере виды традиционной хозяйственной деятельности и традиционных промыслов малых народов. Нет и критериев отнесения той или иной хозяйственной деятельности к традиционным видам.

V Конгресс народов России, прошедший осенью в Нижнем Новгороде, принял резолюцию с предложением создать федеральное агентство по делам национальностей, способное участвовать в распределении финансовых потоков из Инвестиционного и Венчурного фондов России.

 

СПРАВКА

Общий объем финансирования новой ФЦП — 9,8 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 4,5 млрд, из региональных бюджетов — почти 5 млрд, из внебюджетных источников — 369 млн руб.

ИСТОЧНИК: МИНРЕГИОНРАЗВИТИЯ РФ

 

ЦИТАТА

«Коренные малочисленные народы РФ — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».

СТ. 1 ЗАКОНА № 82-ФЗ