1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1450

Работай лучше — получай больше

Без бюджетной обеспеченности местная власть не может эффективно исполнять свои полномочия

Ровно год, до 1 января 2009 года, будет действовать переходный период, предоставленный субъектам Российской Федерации для реализации положений Закона о муниципальной реформе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон). Как используется этот «переходный период» в Красноярском крае, рассказал корреспонденту «ЭЖ» председатель краевого Законодательного собрания Александр УСС.

 

Александр Викторович, нет ощущения того, что продление начала действия Закона еще на 3 года от первоначально намеченного срока оказало расхолаживающее действие на органы государственной власти и на муниципалитеты?

 

— На местах, мне кажется, наоборот, стремятся использовать отпущенное время с максимальной пользой, что непросто сделать в условиях постоянно меняющихся правил игры. На исходе прошлого года депутаты утвердили краевую целевую программу «Стимулирование повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае на 2008—2010 гг.».

Вот и вы регулярно сообщаете об очередных дополнениях в Закон («ЭЖ» № 20, 47, 2007 г.).

Пройдена часть пути, и складывается впечатление, что в целом по стране реформа как-то замедляет ход. По всей вероятности, причина именно в продлении срока ввода в действие Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 2009 года. К примеру, с трудом формируется нормативная база межбюджетных отношений между районами и поселениями. До сих пор федеральное правительство не определило порядок перераспределения имущества по принадлежности — между Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

 

Возможно, медлительность федеральных структур связана с необходимостью обобщения практики регионов.

 

— Не исключено. Действительно, в субъектах Федерации накоплен поучительный опыт. К примеру, у нас значительную роль в проведении реформы местного самоуправления сыграл принятый краевым Законодательным собранием закон «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае». Им, в частности, определены совместно финансируемые расходные полномочия и закреплены единые для всех территорий нормативы отчислений от регулируемых доходных источников. Это стало важным инструментом для органов местного самоуправления в работе с налогоплательщиками по наращиванию доходной базы местных бюджетов.

Без бюджетной обеспеченности органов МСУ местная власть не сможет эффективно исполнять свои полномочия. Поэтому при принятии бюджета 2008 года наши депутаты заложили принципиально новую дополнительную статью расходов для муниципалитетов — заложили стимулирующую составляющую краевой целевой программы в сумме 2 млрд руб. Средства эти предназначены исключительно для муниципалитетов и напрямую связаны с их успехами в социально-экономическом развитии территорий.

Впервые для городов и поселков предусмотрены субсидии:

l 100 млн руб. — на поощрение лучших показателей работы органов местного самоуправления;

l 100 млн руб. — на реформирование муниципальных финансов.

 

Какие именно муниципальные образования будут получать помощь, поскольку претендовать на нее согласно краевому Закону могут абсолютно все?

 

— Сегодня вопрос сбалансированности местных бюджетов надо рассматривать не только с позиции закрепления в законодательстве Российской Федерации за местными бюджетами наибольшего количества налоговых доходов, но и с учетом создания на региональном уровне эффективных механизмов бюджетного выравнивания муниципальных образований. Для этого субъекты Федерации могут образовывать региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований, оказывать иные способы финансовой помощи.

Этим правом мы и воспользовались. Цель нашей программы стимулирования — создание мотивации для стабильного социально-экономического развития территорий. Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям будут выделяться в виде грантов (с 01.01.2008 г. — бюджетных субсидий. — «ЭЖ»).

Речь идет о том, чтобы за счет конкурсов улучшать инфраструктуру муниципальных образований. И, естественно, принимать в них участие могут любые городские, районные, поселковые администрации.

 

Нет опасения, что в течение 3 лет выделенные средства распылятся между 581 муниципальным образованием? Не лучше ли наделить их дополнительными полномочиями и обеспечить их выполнение соответствующим финансовым обеспечением?

 

— Сегодня мы находимся на другом этапе развития как государства в целом, так и местного самоуправления. Ставить вопрос надо иначе: насколько эффективна местная власть? На муниципалитеты мы должны смотреть с точки зрения социально-экономического развития муниципального образования.

Основная цель программы — поддержать тех, кто хочет и умеет работать. В этом и есть главная задача программы — инициировать муниципалитеты к более эффективной, более прозрачной работе.

За счет целевой программы мы поощряем муниципалитеты в рамках тех полномочий, которые сегодня возложены на них. Строительство и ремонт дорог — их прерогатива, но мы будем помогать тем, кто эти работы выполняет качественнее. Сегодня дороги — это нерв экономики. Только в нынешнем бюджете объем финансирования на эти цели увеличен более чем в 2 раза.

Масштабные работы ведутся в самом Красноярске, внутри поселенческих образований, в деревнях. Благоустройство территорий — тоже в компетенции органов местного самоуправления. Но краевая власть через гранты рекомендует им фактически новый тип организации — муниципалитеты должны привлекать к участию в программах самих граждан, повышать гражданскую активность. Именно местное самоуправление позволяет сочетать на местном уровне интересы власти, бизнеса и общества, помогает создавать комфортный социальный и политический климат на территории муниципального образования.

Наша практика показала, что когда мы делим все пропорционально, то в разных местах один и тот же рубль осваивается с разной эффективностью. И дело не в том, что где-то строительство дороже, а где-то дешевле, просто один глава муниципалитета не очень расторопный, а другой — наоборот. Поэтому цель нашей программы как раз и заключается в том, чтобы показать всем — край заинтересован в сильных и ответственных муниципалитетах.

 

По каким критериям будет оцениваться деятельность органов местного самоуправления и на основании какой информации вы предполагаете осуществлять мониторинг муниципальных образований?

 

— Прежде всего критерии оценки бюджетных затрат, схема ответственности заложены уже в самом Законе о стимулировании муниципалитетов, в механизме реализации программы. Ее государственным заказчиком выступает Совет администрации Красноярского края. Главным распорядителем бюджетных средств, например, на реализацию проектов по благоустройству территорий является Агентство строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации края. Субсидии на строительство объектов по утилизации и уничтожению биологических отходов контролируют Департамент финансов и Агентство сельского хозяйства. И так далее.

Каждое направление курируется профильным подразделением. Органы местного самоуправления представляют в органы исполнительной власти отчет об использовании денег, выделенных на реализацию программы. Затем главные распорядители средств по соответствующим мероприятиям программы представляют отчет о целевом использовании в Управление территориальной политики и развития местного самоуправления Совета администрации для обобщения и передачи данных в Департамент экономического планирования и промышленной политики и в Департамент финансов.

Сейчас завершается подготовка всех показателей, по которым и будет оцениваться эффективность муниципалитетов. Часть информации будут предоставлять сами органы местного самоуправления, часть — органы статистики и другие структуры. То есть источники информации будут различные, что и позволит сделать мониторинг более объективным.

 

5 ВИДОВ КОНКУРСОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТОВ:

·        реализация проектов по благоустройству — улучшение архитектурного облика городских и сельских поселений, создание комфортных условий для жизни людей;

·        строительство объектов по утилизации и уничтожению биологических отходов;

·        поощрение за лучшие показатели социально-экономического развития по результатам мониторинга финансового положения и качества управления финансами;

·        реформирование муниципальных финансов;

·        развитие и модернизация улично-дорожной сети.

 

СПРАВКА

В Красноярском крае 581 муниципальное образование:

18 — городских округов;

44 — муниципальных района;

35 — городских поселений;

484 — сельских поселения.

 

В том числе муниципальные образования, входящие в состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского муниципальных районов, бывших автономных округов.