1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 856

Будьте бдительны!

Для нормального функционирования предприятия необходимо опережать возникновение проблем

Если бросить лягушку в горячую воду, она попытается быстро, как только возможно, выкарабкаться. А если посадить ее в теплую воду и медленно подогревать, то по мере повышения температуры воды она, оставаясь живой, постепенно будет вариться, не замечая этого до тех пор, пока не потеряет способность вылезти из воды. Хотя ничто не мешает лягушке выпрыгнуть, она останется в воде, пока не сварится. Потому что ее организм настроен на восприятие внезапных (резких, контрастных) внешних раздражителей, а не на медленно растущую угрозу. Аналогия такой ситуации — это поведение предприятия, когда оно сталкивается с проблемами.

 

Любое предприятие контактирует с внешним миром как умеет. У него есть свои собственные конкуренты, клиенты, которых оно может себе позволить или считает для себя возможным иметь. И зарабатывает предприятие на рынке ровно столько, сколько может зарабатывать. Никто не принуждает, это его выбор.

Своевременная реакция

Более того, у предприятия есть возможность ответить на изменения рынка. Но все делают это по-разному: в результате кто-то выживает, а кто-то погибает. Это зависит от компетенции и профессионализма руководства и от потенциала обучения предприятия.

Если предприятие не воспринимает изменения во внешней среде как проблему (в чем и заключается суть вопроса!), то оно не может приспособиться. Компания не реагирует на ухудшение, ничего не предпринимает. В результате процесс становится неуправляемым.

Предприятия не всегда понимают, что происходит, потому что у них нет аналитического аппарата для восприятия медленно развивающихся долгосрочных процессов и изменений, которые негативно влияют на их жизнеспособность и представляют собой угрозу для существования. Поэтому организации реагируют не на изменения внешней среды, а на уже свершившиеся события и всегда с опозданием идут вдогонку, ликвидируют последствия, латают дыры и в конечном счете проигрывают.

Финансовые проблемы

Финансовые проблемы предприятия, как правило, кроются в структуре программы производства и сбыта. Часто производится продукция, которая не находит своего потребителя. Она постепенно накапливается на складе, что ведет к потере оборотного капитала, вынуждает прибегать к заемным источникам финансирования и возникает порочный круг. Нерешенные внутренние проблемы приводят к еще большей зависимости от внешних источников и займов. Тем не менее для решения финансовых вопросов нельзя отказываться от таких проверенных классических методов, как система взаимосвязанных планов (ежемесячных, квартальных, годовых), ежедневный контроль движения денежных средств.

Например, на одном из крупных лесопромышленных объединений Свердловской области на основе финансового и экономического анализов 7 леспромхозов были разработаны конкретные практические рекомендации по выводу их из кризиса. Мероприятия включали в себя финансовое оздоровление и касались централизации работы служб сбыта, снабжения, экономики и финансов. Реализация предложенных мероприятий привела к созданию крупного лесопромышленного объединения и привлечению инвестиций российского финансово-промышленного комплекса на сумму более 20 млн долл.

Обратная связь

Но, если предприятие хочет научиться воспринимать, распознавать изменения, от которых исходит угроза, вызывать позитивный эффект и способствовать его развитию, нужно наладить обратную связь с внешней средой.

Это задача аналитической работы в подготовке управленческой информации, которая со временем позволит выявлять скрытые долгосрочные процессы, своевременно и адекватно на них реагировать. А значит, необходимы прогнозно-целевая информация и специалисты-аналитики, которые отслеживали бы ситуацию и давали бы видение того, как она может измениться в будущем и в каком направлении пойдет.

Так, например, на предприятии, производящем майонез, разработали и предложили рынку тот же продукт, но в новой, более удобной для покупателя упаковке. Совершенно по-другому выстроили маркетинговую стратегию. В результате объемы продаж выросли в 2 раза. Этому предшествовала серьезная аналитическая работа, создание комплекса мероприятий, которые реализовали на практике.

Или еще пример: одно из предприятий легкой промышленности пользовалось банковскими кредитами и не могло их погашать. Была поставлена задача — понять, в чем причина такого положения дел и как исправить ситуацию.

Только после проведения комплексного анализа удалось установить ряд причин и выявить слабое звено — производственную программу. Детальное ее рассмотрение позволило сделать производственную программу более выгодной и разработать ряд первоочередных мер по выходу из кризиса.

Такие меры помогают настроить механизм работы предприятия на саморегулирование. Иначе говоря, в первую очередь необходимы дисциплина и самодисциплина финансов, связь с производством, снабжением и сбытом. Затем оптимизация финансовых схем и потоков, реальное моделирование денежных потоков и, наконец, система сквозного финансового планирования.

Чтобы не разделить участь лягушки, важно работать на опережение, учиться воспринимать постепенные, медленно происходящие процессы, эффект которых сказывается не сразу и таит в себе угрозу для существования предприятия.