Когда риски уже близко

| статьи | печать

В отличие от кризиса, который является состоянием полной неопределенности, риск характеризуется вероятностью, которую можно просчитать. На основе полученных оценок строится стратегия управления рисками проекта.

 

Одно из наиболее простых и эффективных средств определения рисков проекта — метод балльной оценки. Он подразумевает выполнение следующих действий:

1)         определить простые риски;

2)         оценить вероятность наступления событий, относящихся к каждому простому риску;

3)         определить удельный вес каждого простого риска во всей совокупности;

4)         рассчитать балльную оценку наступления риска по всем стадиям проекта;

5)         разработать меры противодействия.

Определение простых рисков предполагает составление их исчерпывающего перечня. При этом простыми считаются риски, описываемые перечнем непересекающихся событий, каждое из которых рассматривается как не зависящее от других. Для оценки вероятностей наступления событий, относящихся к ним, можно воспользоваться таблицей 1.

Существует много критериев для определения удельного веса каждого риска, однако наиболее показательным служит величина потерь от наступления какого-либо события, оценить которую можно с помощью таблицы 2.

Общий балл для оценки риска рассчитывался умножением вероятности наступления рискового события на коэффициент величины ущерба от его наступления:

M = P x I,

где: M — степень воздействия рисков;

P — вероятность возникновения рисков в соответствии с классификацией (в долях единицы);

I — величина потерь в соответствии с классификацией (в единицах).

Как правило, риски с общей оценкой от 1 до 2 баллов признаются незначительными, и специальные меры не принимаются. Однако все риски с оценкой свыше 4 баллов требуют разработки комплекса мер по снижению их воздействия на проект.

Для этого можно воспользоваться картой рисков. Сложности при ее составлении могут возникнуть при нечеткой формулировке цели проекта и отсутствии регламентации основных процессов в цепочке принятия решений. Для эффективного управления рисками важно также определить обязанности и ролевые инструкции каждого сотрудника, создать систему премирования, связанную с результатом проекта, а не отдельным процессом.

Сама карта представляет собой таблицу из двух колонок: в первой приводится рисковое событие, во второй напротив него записываются предполагаемые варианты снижения вероятности его наступления. Для того чтобы минимизировать возможное влияние рисков, создаются резервы, например увеличиваются сроки и бюджет проекта на 7—10%.

Кроме того, нельзя забывать, что управление рисками — не одноразовое мероприятие, необходимо постоянно корректировать карту рисков и механизмы принятия решений в зависимости от происходящего. Карта рисков формируется через сбор информации и постоянно дополняется по мере реализации проекта, а ее результаты, в свою очередь, заносятся в корпоративную базу знаний. Впоследствии при выполнении аналогичных проектов либо при возникновении схожих ситуаций управление рисками на основе накопленного опыта станет гораздо эффективнее.