У каждой ставки своя доля

| статьи | печать

Рецессией американской экономики сегодня разве что детей не пугают. Очередные индексы с мировых фондовых площадок мир ожидает, как фронтовые сводки — с тревогой и надеждой. Вести в последнее время приходят дурные: провалы, жертвы, потери. Все громче слышно: ужасная рецессия пришла! Нет, «успокаивают» паникеров, она только подкрадывается, в смысле — дальше будет хуже. Так пришла или на подходе, а главное, что с того России, какие меры принимают власти перед лицом всемирной угрозы?

 

В глобальной экономике американцам принадлежит пятая часть, так что состояние здоровья хозяйства США — вопрос для всех нешуточный. Однако по-серьезному хворает оно не первый раз, но свет по-прежнему стоит. И прежде чем паниковать, стоит узнать, что есть эта рецессия.

В конце декабря прошлого года заокеанский журнал «American» втолковывал своим читателям, «что составители экономических прогнозов родились для того, чтобы на их фоне прогнозы метеорологов выглядели куда более точными». Статья была как раз о рецессии, и в ней сказано, что таковой признается положение, когда отрицательный экономический рост фиксируется два квартала подряд.

Вердикт, была ли рецессия, выносит в Штатах Национальное бюро экономических исследований (НБЭИ). Окончательный вывод появляется с лагом в полгода, а то и больше. В статье, в частности, рассматривается ситуация 2001 г., когда рецессия в США длилась с марта по ноябрь. Так вот, ее начало НБЭИ определило только в ноябре, а окончание — виюле… 2003-го. Но, как в конце концов оказалось, рецессии вовсе и не было. Да, американскую экономику трясло, однако отрицательного роста два квартала подряд так и не случилось.

Кстати, несмотря на финансовый кризис, экономика США в IV квартале 2007 г. показала приличный рост. Насчет текущего года «American» приводит мнения авторитетных экономистов, которые хотя и прогнозируют ухудшение ситуации, но все же заключают, что рецессия американской экономики маловероятна. Во всяком случае, «неточный прогноз сегодня будет опровергнут не раньше чем через 12 месяцев или даже позже».

Как теперь видно, ситуация в американских финансах ухудшается. Однако их власти не дремлют. Вспомним о пакете мер по стимулированию американской экономики, принятом в конце января. Минувшая неделя отметилась еще одним снижением учетной ставки ФРС до 3%.

Надо признать, и для наших «денежных» властей прошлая неделя была плодотворной. Только в отличие от американцев Центробанк ставку рефинансирования неожиданно поднял (на 0,25%) да ужесточил некоторые нормативы резервирования. Банкиров это расстроило — несколькими днями ранее глава ЦБ заверял их, что ликвидность банковского сектора будет первейшей заботой регулятора, а оказалось, важнее все-таки инфляция. Судя по ее январскому всплеску, это правильное решение, к тому же помогать банкам поддерживать ликвидность никто пока не отказался. Вроде и сами банкиры, подсчитав, сколько десятков миллиардов их рублей «заморозит» решение ЦБ, согласились, что дело пока несмертельное.

В этой неприятности видятся и положительные моменты. Раз уж банки так озабочены состоянием своей ликвидности, может, перестанут направо-налево раздавать потребкредиты (см. стр. 5),внимательнее присмотрятся к ипотечным заемщикам. Симпатично смотрится и повышение норматива резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами: кредитов-то набрали у них на сотни миллиардов долларов, и хотя кризис в мировых финансах сильно потрепать Россию не должен бы, надо готовиться к любому повороту.

В общем, год обещает быть нелегким, и не только для финансового сектора (см. стр. 4). Но, думается, все-таки лучше бороться с излишним притоком денег в экономику, нежели рыскать в их поиске для ее подогрева…