1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2877

Аренда малоценных основных средств

По письмам читателей

Хозяйственное общество предоставляет в аренду малоценные основные средства (мониторы, системные блоки и т.п.). Необходимо ли в бухгалтерском учете учитывать это имущество на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности»? Какими документами оформлять приобретение таких основных средств? Подлежит ли данное имущество после передачи в аренду учету на забалансовых счетах? Можно ли данное имущество списать на производственные расходы, а затем оформить договор аренды и акт передачи?

В соответствии с абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» с 1 января 2006 г. активы, в отношении которых выполняются условия отнесения в состав основных средств, и стоимость в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Таким образом, в настоящее время порядок учета данных основных средств в бухгалтерском учете — элемент учетной политики. Организации, как правило, в своей учетной политике определяют лимит стоимости основных средств, а также то, что объекты, отвечающие признакам основного средства, но имеющие стоимость ниже установленного лимита (назовем их малоценными основными средствами), в бухгалтерском учете отражаются на счете 10 «Материалы». В этом случае операции с таким имуществом (приобретение, расходование) следует оформлять первичными документами, предусмотренными не для основных средств, а для материально-производственных запасов:

·         приходный ордер по форме № М-4;

·         требование-накладная по форме № М-11;

·         карточка учета материалов по форме № М-17 и др.

Данные формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а. Отмечаем, что такого же мнения насчет первичных документов, которыми необходимо оформлять поступление и выдачу рассматриваемого имущества, придерживается Минфин РФ (Письмо от 30.05.2006 № 03-03-04/4/98).

Таким образом, малоценные основные средства на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» не учитываются.

Передача имущества, числящегося на счете 10 «Материалы», в эксплуатацию (или, как в данном случае, в аренду) предполагает списание их стоимости с этого счета.

Порядок списания стоимости имущества со счета 10 зависит от того, является или нет предоставление имущества в аренду предметом деятельности организации.

Согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Таким образом, в первом случае стоимость имущества отражается в составе расходов по обычным видам деятельности. При этом в бухгалтерском учете может производиться запись по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 10.

Если же предоставление имущества в арену не является предметом деятельности организации, то стоимость передаваемого имущества учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Следовательно, в этом случае стоимость имущества со счета 10 списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы».

Остаточная стоимость рассматриваемого имущества в учете организации нулевая. Поэтому в целях обеспечения сохранности таких объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Исходя из этого требования, с целью обеспечения контроля за сохранностью и движением такого имущества организация может учитывать его стоимость на отдельно открытом забалансовом счете, например 012 «Малоценные основные средства».

К этому счету организация может открыть субсчета:

·         «Малоценные основные средства, не предназначенные для передачи в аренду»;

·         «Малоценные основные средства, предназначенные для передачи в аренду».

К субсчету «Малоценные основные средства, предназначенные для передачи в аренду» могут быть открыты субсчета второго порядка:

·         «Малоценные основные средства, находящиеся у арендодателя»;

·         «Малоценные основные средства, находящиеся у арендатора».

Тогда передача имущества в аренду и его возврат арендатором будут отражаться в учете арендодателя внутри счета 012 с помощью рассмотренных выше субсчетов (субсчетов второго порядка).

С 1 января 2008 г. имущество, стоимость которого не превышает 20 000 руб., для целей налогообложения прибыли не является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ). Затраты на приобретение такого имущества в налоговом учете единовременно включаются в состав материальных расходов. Поэтому различий между бухгалтерским и налоговым учетом по расходам по данному имуществу быть не должно. То есть в этом случае ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не применяется.

В заключение остановимся на моменте признания расходов. Учесть стоимость малоценных основных средств, приобретенных исключительно с целью их передачи в аренду, в составе расходов до передачи этого имущества арендатору нельзя. Основание — п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. Таким образом, списание рассматриваемого имущества в бухгалтерском учете арендодателя со счета 10 на счет 20 (или на счет 91) осуществляется на дату передачи имущества в аренду, которая оформляется актом приемки-передачи имущества в аренду.

Дата передачи имущества в аренду определяет момент признания расходов и налоговом учете (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Проиллюстрируем сказанное на примере.

 

ПРИМЕР

ООО «Альфа» 22.01.2008 приобрело принтер стоимостью 23 010 руб. (в том числе НДС — 3510 руб.) с целью передачи его в аренду.

01.02.2008 принтер был передан арендатору по договору аренды. В этот же день стороны оформили акт приемки-передачи имущества в аренду.

Предоставление имущества в аренду является предметом деятельности ООО «Альфа».

Учетной политикой ООО «Альфа» для целей бухгалтерского учета предусмотрен учет активов со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и стоимостью не более 20 000 руб. за единицу в составе материально-производственных запасов.

 

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» могут быть оформлены следующие записи.

 

22.01.2008:

Дебет 10   Кредит 60

— 19 500 руб. — принят к учету принтер

Дебет 19   Кредит 60

— 3510 руб. — отражен НДС по принтеру

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»   Кредит 19

— 3510 руб. — вычет НДС в общеустановленном порядке.

 

01.02.2008:

Дебет 20   Кредит 10

— 19 500 руб. — отражена в расходах стоимость принтера

Дебет 012

— 19 500 руб. — учтена стоимость принтера за балансом.

Иная картина будет иметь место, если первоначально имущество было приобретено для использования всобственной производственной (управленческой) деятельности и лишь потом было передано в аренду. В этом случае стоимость имущества включается в состав расходов на дату отпуска имущества со склада в производство (в эксплуатацию). Причем и в бухгалтерском (п.93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов), и в налоговом учете (п. 2 ст. 272 НК РФ). Поэтому на дату передачи имущества в аренду его стоимость нулевая. Следовательно, информация о передаче имущества в аренду в бухгалтерском учете арендодателя отражается исключительно за балансом.