ИТ-система для транспорта

| статьи | печать

В России за последние 3 года увеличивалась доля автомобильного транспорта в структуре
грузооборота. Очевидно, потребность в нем растет, однако, для того чтобы эффективно использовать его возможности, необходима автоматизация управления бизнес-процессами автотранспортного контура.

Предприятия автомобильного транспорта по своему назначению делятся на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные компании осуществляют перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями.

Автообслуживающими предприятиями называют гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, автозаправочные, пассажирские и грузовые станции, транспортно-экспедиционные предприятия.

К авторемонтным предприятиям относятся авторемонтные, агрегатно-ремонтные и шиноремонтные заводы и мастерские, ремонтно-зарядные аккумуляторные станции и специализированные мастерские и цеха.

Таким образом, говоря об автоматизации автотранспортных предприятий и соответствующих контуров нетранспортных компаний, мы охватываем весь спектр бизнес-процессов, включая обслуживание и ремонт.

 

Найти ответ

При выборе средств для автоматизации автотранспортного хозяйства необходимо четко определить требования к ИТ-системе: какие задачи можно будет решать с ее помощью, которые нельзя решить без нее. При наличии большого числа транспортной техники важно выбрать: проводить автоматизацию по всему предприятию сразу или последовательно по структурным подразделениям.

Вне зависимости от специфики бизнеса автоматизированные системы для автотранспортной сферы должны сокращать время диспетчеров, таксировщиков, специалистов техотдела, отдела эксплуатации, техников по учету топлива и шин, складских работников, ремонтной службы, а также планового отдела и бухгалтерии на обработку путевых листов и иной документации. Вместе с тем система должна обеспечивать руководителей всех звеньев необходимыми, оперативными данными в рамках единого информационного пространства.

Автоматизируются выписка путевых листов, учет горюче-смазочных материалов, ремонтов, движения запчастей, материалов, шин, аккумуляторов и т.д. Поддерживается оперативное предоставление информации о количестве машин в наряде, в ремонте, о ходе и результатах выполнения плана по перевозкам, ремонтам и др.

Кроме того, среди процессов, подлежащих автоматизации, присутствуют расчет отработанных часов и топлива, сумм доходов и издержек по каждой единице подвижного состава, автоколонне, парку в целом, сбор и обобщение данных от удаленных структурных подразделений компании, формирование графиков смен водителей и т.д.

Основное условие — система должна позволять пользователям совершать лишь те действия, которые не противоречат бизнес-целям предприятия.

 

Прелести автомата

Эффективное управление основано на 3 принципах: управление объектом имеет цель, управляющий обладает информацией об управляемом объекте и отдает распоряжения, приближающие объект к цели.

Автоматизированные информационные системы работают в рамках второго принципа, но создаются и внедряются с учетом первого. При выполнении этого условия благодаря автоматизации автотранспортного контура значительно сокращаются всевозможные издержки.

Во-первых, исчезает необходимость выполнения, к примеру, функций техника по учету технической эксплуатации, который на основании данных складского учета «разносит» выданные запчасти по отдельным единицам техники. Современная система полностью берет на себя все таксировочные функции. Диспетчеру достаточно один раз полностью внести всю путевку в базу данных, в результате чего могут быть автоматически сформированы отчеты по расходу топлива, пробегам за любой произвольный период и т. д.

Во-вторых, требуется гораздо меньше специалистов высокой квалификации, поскольку большинство штатных проблем могут быть решены силами исполнителей на основании четких должностных инструкций и информации из базы данных.

Выручка растет за счет совершенствования процесса подготовки и принятия решений. Происходит существенное сокращение его длительности, появляется возможность выявления таких характеристик производства, которые в принципе не могут быть найдены при ручной обработке информации.

Кроме того, снижаются затраты времени руководителя на организацию деятельности своих подчиненных. Внедрение системы создает предпосылки к образованию временных рабочих команд специалистов для решения производственных проблем высокой сложности.

Несмотря на все эти преимущества, внедрению даже самой выдающейся системы всегда предшествует тщательный анализ, а зачастую и реинжиниринг бизнес-процессов предприятия, и построение корпоративной ИТ-инфраструктуры, и решение вопросов о ее дальнейшем обслуживании. Положительный эффект от автоматизации автотранспортного хозяйства достигается не только через четкое видение его целей, задач, этапов и способов их выполнения, но и при условии высокой мотивации сотрудников на рост производительности своего труда.

 

АВТОТРАНСПОРТ-2007

Наиболее успешно грузовой автотранспорт работал в Санкт-Петербурге — 56% рентабельности, в Ямало-Ненецком АО — 23%, в Брянской обл. — 23%, Сахалинской обл. — 21%. За первые 3 месяца 2007 г. прибыль получена на 493 грузоперевозящих предприятиях транспорта общего пользования (56% от общего числа). Размер прибыли составил 1,5 млрд руб. (против 0,6 млрд руб. в 2006 г.), в пересчете на одно предприятие — 309 млн руб. Грузовые перевозки являются прибыльными в 36 регионах (против 23 в 2006 г.).