Компании «нового стандарта»

| статьи | печать

Корпоративная социальная ответственность (далее — КСО) — один из ключевых факторов развития современного общества. Все больше руководителей начинают понимать, что задача бизнеса — не только повышать доходность корпорации, но и участвовать в формировании высоких общественных стандартов. Сегодняшней статьей мы открываем дискуссию на эту важнейшую и актуальную тему: должна ли социальная ответственность бизнеса в ближайшем будущем стать обязательной?

 

Итак, как сегодня понимается корпоративная социальная ответственность:

·         это мероприятия, которые носятсоциально значимый характер (уплата налогов «вбелую и здесь», производство качественных товаров и услуг, создание хорошо оплачиваемых рабочих мест);

·         бизнес выходит из минимальных рамок самообеспечения и вносит стратегически целесообразный вклад в развитие своей внутренней и внешней среды собственными действиями на долгосрочную перспективу;

·         стремление компании получить репутацию социально ответственной. В этом случае компании учитывают изменяющиеся общественные ожидания в отношении не только своей продукции и повышения доходности, но и своего участия в формировании национальной экономики.

Аргументы для скептиков

Несмотря на то что тема КСО стара как мир, отметим, что уже сегодня бизнес практически реализует принципы социальной ответственности, позиционируя свои социальные программы как выгодные инвестиции, а не как благотворительные расходы. В чем заключается эта выгодность? Рассмотрим базисные пункты:

·         улучшение финансовых показателей;

·         сокращение операционных расходов;

·         улучшение имиджа и деловой репутации;

·         повышение продаж и лояльности потребителей;

·         снижение текучести кадров, повышение лояльности и мотивации сотрудников;

·         сокращение давления со стороны контролирующих органов;

·         доступ к капиталу.

Почему же бизнес иногда скептически относится к вопросу об обязательности КСО? Проанализируем несколько причин:

·         «лишняя» загруженность отчетностью;

·         недооценка фактора доходности и значимости КСО;

·         недоверие (непонимание) к госорганам;

·         неверные представления направлений КСО;

·         прагматический подход и негативный опыт.

Обязательный отчет КСО по своему формату может носить характер упрощенной статистической отчетности в долгосрочном периоде (квартал/год), составлять его недолго. Более того, такая отчетность уже составляется и публикуется в добровольном порядке многими компаниями.

Заметим, что низкий уровень подготовки по вопросам КСО бизнеса в учебных заведениях создает неверную оценку данной деятельности: как бесприбыльной и неперспективной. Однако опыт успешных компаний доказывает обратное.

Инициатором введения обязательной КСО бизнеса может и должно являться государство. Для этого у него есть все основания. Убытки (ущерб) общества (государства) по многим параметрам достигли максимума. И это касается почти всех сфер бизнеса: от добычи природных ресурсов до распределения услуг населению.

В этиологии этих негативных тенденций лежит эгоцентрический подход, где единственной целью бизнеса является максимальное извлечение прибыли и формальный «отчет» государству в виде налогов. В недоверии (непонимании) к госорганам в большинстве случаев повинна некомпетентность, а зачастую слабая подготовка чиновников в рамках работы на рынке и отсутствия «общего языка» взаимовыгод.

 

ВАЖНО!

Правильно и ясно сформулированная экономическая мысль, возведенная в степень национальной доктрины или программного документа государства и бизнеса, решает эту проблему.

 

 

Проблема предвзятого и хаотичного подхода к пониманию и трактованию КСО рождает миф о ее ненужности и загроможденности. Системность и продуманность направлений делает КСО понятной и простой в исполнении. Для этого требуется совместная работа государства и бизнеса с доступными для широкой публикации результатами.

Причина настороженного отношения к понятию обязательности, на наш взгляд, кроется в следующем. Профессиональными методами и подходами к составлению добровольных отчетов КСО могут воспользоваться недобросовестные компании: сделать блестящий отчет, скажем, на миллион, а обществу вред нанести на миллиард. Такие отчеты служат красивым прикрытием в угоду эгоистическим соображениям. Есть еще одно критическое замечание: все разработки в плане составления отчетности касаются только одной стороны — бизнеса и совсем не затрагивают потребителя и создателя этих благ — государство.

Обязательная корпоративная отчетность должна стать не очередной бюрократической бумажкой, а полем взаимодействия между государством и бизнесом, где есть взаимовыгодные начала и, самое главное, общий язык для взаимопонимания.

Согласитесь, есть разница между стилем и методами управления госчиновников «от природы» (со всевозможными выставками, приемами высоких делегаций и т.д.) и таких же чиновников «из бизнеса», где главным принципом взаимодействия является невмешательство и поиск конструктивных и взаимовыгодных проектов. Именно такое информационное поле и реальный рыночный инструмент создает обязательная КСО.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ КСО — КАК ЭТО МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ

Один из вариантов составления обязательного отчета КСО

 

I. Охрана здоровья

1.Объем средств на охрану      труда и соблюдение техники     безопасности.

2.         Объем средств на медицинское обслуживание сотрудников.

3.         Объем средств на поддержку  материнства и детства.

4.         Объем средств на поддержание санитарно-гигиенических и      эргономических условий труда.

5.         Количество сотрудников, получивших за счет организации путевки в дома отдыха, санатории, профилактории и т. д.

 

II. Социально ответственная реструктуризация

1.         Объем средств на переобуче-   ние сотрудников.

2.         Объем средств на содействие трудоустройству высвобождаемых сотрудников.

3.         Объем средств, выделенный    организацией институту материнства и детства.

4.         Объем средств на выходные    пособия.

5.         Количество переподготовленных сотрудников.

 

III. Природоохранная деятельность   и ресурсосбережение

1.         Объем средств на организа-     цию экологически безопасно-    го производства.

2.         Объем средств на возведение очистных сооружений.

3.Количество проведенных акций по озеленению, субботников и прочих мероприятий.

 

IV.Развитие персонала

1.         Объем средств на обучение персонала.

2.         Объем средств на предоставление социального пакета и премиальные выплаты.

3.         Средний уровень заработной платы персонала.

4.         Количество сотрудников, прошедших обучение.

5.         Количество часов обучения в расчете на одного сотрудника.

 

V. Развитие местного сообщества

1.         Объем средств на проведение программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения.

2.         Объем средств на поддержку детства и юношества.

3.         Объем средств на поддержку ЖКХ и объектов культурно-исторического значения.

4.         Объем средств на финансирование местных, культурных, образовательных и спортивных объектов и мероприятий.

5.         Объем средств на поддержку социально значимых исследований и кампаний.

6.         Объем средств на участие в благотворительных акциях.

7.         Количество людей, получивших в той или иной форме помощь от организации.

 

Отметим два главных критерия этого отчета:

— все показатели, несмотря на социальную «оболочку», имеют количественный результат, поэтому все данные можно элементарно выкладывать из бухгалтерской и статистической отчетности;

— увидеть и, главное, проанализировать развитие бизнеса и его социальной среды можно только в динамике, сделав такую отчетность обяза

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ (по данным социологических исследований Ассоциации менеджеров России)

 

58%респондентов полагают, что деятельность компаний не должна ограничиваться получением прибыли, уплатой налогов и обеспечением населения рабочими местами. Большинство опрошенных также сошлись во мнении, что:

1) проявление социальной ответственности выгодно для ведения бизнеса (86%);

2) наиболее процветающие компании обычно являются и самыми социально ответственными (67%);

3) они не стали бы покупать продукцию социально безответственных компаний (64%).

 

Важнейшей задачей общества должно являться создание такой нравственной

и правовой атмосферы, в которой внешние свободы способствовали бы духовному и творческому росту человека.