1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Москва – другим городам: долгов не надо бояться

После почти двухлетнего перерыва главный город страны вернулся на рынок рублевых облигаций. Что побудило столичное правительство вновь обратиться к механизму внутреннего заимствования: ожидание грозы на мировом финансовом рынке или стремление обезопасить городской бюджет от возможных рисков неликвидности отечественных банков? На этот и другие вопросы «ЭЖ» отвечает председатель Комитета государственных заимствований столицы (Москомзайма) Сергей ПАХОМОВ.

 

Сергей Борисович, ранее вами выдвигалась идея создания федерального агентства заимствований? Расскажите, в каком состоянии этот проект существует сейчас? Находит ли поддержку идея выпуска консолидированных крупных займов взамен малых неликвидных в регионах? Предпринимаются ли какие-то практические шаги для создания агентства?

 

— Концепция такого агентства разрабатывалась, как вы помните, не для регионов, а для муниципальных образований, главным образом для городов. Субъекты Федерации способны сами размещать займы объемом 1—2 млрд руб. Однако для муниципальных образований, в том числе даже крупных городов, привлечение таких объемов проблематично, а подчас и не требуется. Как раз для них по заказу Международной ассоциации столиц и крупных городов, членами которой являются практически все столицы автономий, областные и краевые центры, и готовилась такая концепция.

Идею поддержало большинство мэров городов — членов ассоциации, поскольку через предложенное агентство муниципалитеты получат реальную возможность привлекать дешевые финансовые ресурсы на длительные сроки, что будет для них, безусловно, выгоднее использования коротких и более дорогих банковских кредитов.

От идеи мы не отказывались. Проектные документы переданы в федеральные органы власти. Минфин РФ, по нашей информации, свое заключение уже направил в Экспертное управление президентской Администрации. Минрегионразвития также заинтересован в реализации этих предложений. Мы понимаем, что без государственного участия концепция нежизнеспособна, поскольку необходимы будут гарантии федерального бюджета, а также решения еще целого ряда организационно-правовых вопросов.

 

Это дело, будем надеяться, скорого будущего. А сегодня, на ваш взгляд, что страшнее: потрясения на мировом финансовом рынке или ожидание его последствий в отечественном банковском секторе?

 

— Я бы вопрос не ставил так, поскольку оба фактора в вашей формулировке — звенья одной цепи. Кризис ликвидности в мире уже не лучшим образом отражается на состоянии российских финансово-кредитных учреждений. Что будет дальше, сказать трудно. Да и вряд ли кто отважится прогнозировать развитие ситуации у нас и в мире. Вот и ваше издание проявляет завидную для остальной прессы выдержку, разъясняя динамику происходящего и воздерживаясь от выводов (см. «ЭЖ» № 05).

Мы, естественно, тоже внимательно следим за всем, что происходит на рынке финансов, поскольку отдаем себе отчет в том, что поступление бюджетных доходов в этом году может существенно отличаться от ситуации с их поступлением в предыдущие 2 года. В целях сохранения темпов поступательного движения московской экономики на заданном уровне и с учетом изменения финансово-экономической ситуации на внутреннем и внешнем рынках капитала правительством Москвы принято решение о привлечении дополнительных финансовых ресурсов за счет размещения новых выпусков городских облигаций. Необходимо иметь в виду, что в настоящее время Москва не испытывает острой необходимости в заимствованиях и делает это с учетом возможного сценария развития событий.

 

Можно сказать, что столица долгов не боится, но и от «подушки безопасности» не отказывается?

 

— Подушка безопасности не спасает от самого факта аварии, но она помогает участникам происшествия выйти из него с наименьшими потерями. Что касается долговой нагрузки, то есть отношения долга к доходам бюджета, то за 2007 г. она снизилась до 9,7%. Двумя годами раньше этот показатель находился на уровне 18—20%. Эти годы мы занимались рефинансированием долга на внешнем и внутреннем рынках и не выпускали новых облигаций.

Сокращение программы заимствований в предыдущие 2 года было вызвано достаточным наличием бюджетных средств, с апреля 2006 г. мы не размещали новые облигации на внутреннем рынке. В текущем году бюджетный план сверстан по доходам и расходам довольно жестко. В нем предусмотрен большой дефицит — порядка 180 млрд руб. Существенную часть этого дефицита намечается покрыть за счет облигационных займов — 118 млрд руб.

В I квартале мы планируем привлечь на рынке рублевых облигаций 15 млрд руб., во II — 25 млрд руб. Объемы заимствований на III квартал будут уточняться по мере корректировки бюджетных доходов.

 

Рынок довольно вяло отреагировал в начале февраля на первый в этом году выпуск облигаций на 5 млрд руб. Сообщается, что инвесторы приобрели только 34% предложенной суммы.

 

— Это обычное явление, отражающее истинный спрос на ценные бумаги эмитента с высоким уровнем платежеспособности. Мы провели доразмещение 49-го выпуска облигаций с погашением в 2017 г. Средневзвешенная доходность составила 6,96% годовых, а доходность по цене отсечения — 7%. В ходе аукциона было подано 63 заявки на общую сумму 4,349 млрд руб. Заявки, которые были выше приемлемого уровня доходности, мы отсекли.

Спрос на облигации был меньше, чем ожидалось. Считаю это реакцией инвесторов на события, происходившие в тот момент на финансовом рынке, а именно — резкий провал на фондовом рынке, рост доллара, изменение ставки РЕПО Центробанком, кроме того, в один день с Москвой размещались федеральные облигации в объеме 25 млрд руб., то есть в совокупности сложилась острая конкуренция за денежные средства. Оценивая результаты данного аукциона, мы скорректировали наши ожидания по поведению инвесторов и рыночным ставкам. Это, если хотите, была разведка боем.

 

Следующие аукционы запланированы на середину марта. Нет опасения, что снова не удастся разместить весь объем? Некоторые аналитики скептически относятся к вашему предложению ценных бумаг со сроком обращения 10 лет. Они склонны считать, что почти двухлетний перерыв в размещении облигаций существенно снизил ликвидность бумаг и интерес к ним со стороны инвесторов.

 

— Каждый имеет право на свое суждение. А мы будем смотреть, как будут развиваться события. Поэтому не могу пока сказать, какие именно облигации будем размещать. У нас есть облигации 45-го выпуска на 15 млрд руб. со сроком погашения в 2012 г.

Если ситуация будет такой же сложной и нестабильной, как в настоящее время, то конечно же имеет смысл разместить более краткосрочные облигации. Если к моменту проведения аукциона ситуация на финансовом рынке стабилизируется и у банков появится интерес к 49-му выпуску со сроком погашения в 2017 г., то можно будет провести доразмещение этого выпуска в ходе вторичных торгов.

Вся программа заимствований в 2008 г. нами будет реализовываться так, чтобы ликвидность московских облигаций повышалась, а доходность по ним мы будем стараться удерживать в приемлемых для города рамках. Мы отдаем себе отчет в том, что концентрация значительных объемов наших бумаг у нескольких крупных банков, которые используют их в первую очередь для межбанковского РЕПО и РЕПО с ЦБ РФ, приводит к тому, что по облигациям приходится платить повышенную премию. Мы не ожидаем ажиотажного спроса. Размещать облигации со сроком обращения 10 лет — достаточно рискованное решение в условиях нестабильности рынка. По возможности мы будем маневрировать, используя выпуски кратко- и среднесрочные.

 

Как вы оцениваете ситуацию на рынке заимствований? И сможет ли Москва привлекать займы?

 

— Современная ситуация на финансовых рынках свидетельствует о том, что стоимость денег, кредитных ресурсов вслед за мировым финансовым рынком будет расти, в том числе и в России. Ведь многие российские банки и корпорации активно занимали деньги в предыдущий период за рубежом. Сейчас у них такой возможности практически нет или за займы приходится платить существенно дороже, чем прежде. Полученные ими ранее займы и кредиты теперь приходится рефинансировать. Источником рефинансирования для многих российских заемщиков может быть только внутренний рынок. Думаю, что именно на него будет большой приток эмитентов из финансового и корпоративного сектора, следовательно, можно ожидать дальнейшего обострения конкуренции за рублевые денежные ресурсы.

Однако смело можно утверждать, что и в этой ситуации Москва по-прежнему остается высококлассным эмитентом, ценные бумаги которого будут пользоваться спросом у инвесторов. Поэтому при необходимости город сможет привлечь необходимые средства в городскую казну по приемлемым ставкам.