1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1141

Без стандартов не войти в число призеров

Мы неэффективны… Нет, мы чудовищно неэффективны!! Всякий, успевший хоть какое-то время проработать
в условиях развитого социализма, помнит «золотое правило»: «Рост производительности труда должен опережать рост фонда оплаты труда». Судя по тому, как выросла в последние годы наша заработная плата, наша производительность должна была вырасти в разы. Но так ли это? Мы, используя в производстве ресурсы, которые дешевле аналогичных ресурсов в Западной Европе в два-три раза, умудряемся при этом произвести такие товары и услуги, себестоимость которых выше, чем у европейских товаров и услуг. Наверное, наши продукты заметно превосходят зарубежные продукты по качеству? Тотальная неэффективность — это такая же наша национальная проблема, как демографическая или экологическая проблема.

А сейчас, скажет пытливый читатель, нам предложат корпоративную стандартизацию как «единственно правильный и потому верный» способ повышения эффективности и спасения нации.

 

И да, и нет. Действительно, применение корпоративных стандартов самым положительным образом сказывается на эффективности бизнеса каждой компании. Но вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что корпоративная стандартизация — это всего лишь один из управленческих инструментов. Такой же, как, например, логистика или управленческий учет. Поэтому правильнее сказать, что наличие и применение корпоративных стандартов есть условие для успешного ведения бизнеса необходимое, но недостаточное. Иными словами, сами по себе стандарты не гарантируют первого места в бизнес-чемпионате, но без них сложно пробиться даже в тройку призеров.

Стандарты: определение
и классификация

Понятие «стандарт» можно трактовать двояко.

С одной стороны, стандарты — это определенные соглашения о принципах и правилах, регулирующих деятельность.

С другой стороны, стандартами можно называть нормативные документы, закрепляющие эти соглашения.

Сама идея стандартизации существует столько, сколько человеческое общество. Достаточно вспомнить Десять Заповедей — один из первых в человеческой истории стандартов поведения. А Ветхий Завет, таким образом, явился одним из первых нормативных документов международного уровня. Если рассматривать данный вопрос с философских позиций, то стандартизация — это естественная попытка человека преодолеть вечный хаос в самом себе и вокруг себя и обеспечить выживание. Бизнес, являясь одной из сторон человеческой жизни, тоже нуждается в стандартизации.

Стандарты по отношению к каждой компании могут быть «внешними» и «внутренними».

«Внешние» разрабатываются вне предприятия и формулируют общие принципы, общие требования, которыми должны руководствоваться в своей деятельности хозяйствующие субъекты. Как правило, разработчиками стандартов данной группы являются государственные инстанции или профессиональные сообщества. В качестве примера можно привести стандарты серии ISO-9000, которые формулируют общие принципы управления качеством; концепции MRP, MRP II, ERP Американского общества управления производством и запасами (APICS), которые определяют принципы управления производством и материальными потоками; Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) и отечественные стандарты по бухгалтерскому учету, содержащие требования к формированию информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов.

Однако очень редко удается удовлетворить управленческие потребности компании исключительно за счет применения «внешних» стандартов:

·          во-первых, при всем своем многообразии они могут содержать «пробелы» и не охватывать все аспекты деятельности предприятия;

·          во-вторых, они определяют общие принципы, общие положения, которые нуждаются в конкретизации применительно к данному предприятию;

·          в-третьих, «внешние» стандарты могут содержать некоторую вариантность принципов и правил, так что компании необходимо будет выбирать те из них, которые подходят ей в наибольшей степени;

·          наконец, какие-то «внешние» нормы могут просто не подходить для данного предприятия.

Поэтому практически каждая компания должна использовать в своей деятельности не только «внешние», но и «внутренние» стандарты. На практике последние принято называть корпоративными стандартами — внутренними нормативными документами компании, формализующими принципы и правила, которыми она руководствуется при ведении бизнеса.

 

О пользе корпоративной стандартизации

Идея разработки внутренних нормативных документов, которые бы описывали и регламентировали деятельность предприятия, не является чем-то абсолютно новым для отечественной хозяйственной практики. Однако разрабатываются и используются данные документы главным образом для сферы производства.

Технологические карты, сборочные чертежи, спецификации — любое предприятие реального сектора, производящее материальные продукты, имеет данные виды документов. И это естественно. Если токарю поручают выточить, например, втулку, то как минимум нужен эскиз этой детали. Иначе конструктивные и технологические требования к данной детали придется объяснять на пальцах. В этом случае нет гарантии, что объяснение исполнителем будет понято правильно и не будет забыто.

Таким образом, главное назначение эскиза применительно к данному примеру и корпоративных стандартов вообще состоит в том, чтобы создать технологическую основу для выполнения работ, обеспечить получение исполнителем ответов на вопросы «Что делать?» и «Как делать?».

Кроме того, наличие внутренних нормативных документов создает предпосылки для реализации двух важнейших управленческих функций:

·          планирования, поскольку корпоративные стандарты отвечают не только на вопросы «Что делать?» и «Как делать?», но и на вопрос «Что для этого нужно?», то есть создают условия для планирования потребностей в необходимых ресурсах (материальных, ресурсах производственных мощностей, рабочего времени исполнителей и т.д.);

·          контроля, поскольку корпоративные стандарты определяют требования к результатам деятельности, то есть формируют базу для сравнения фактических и плановых показателей.

Корпоративная стандартизация в значительной степени снимает остроту кадровой проблемы: за счет создания технологической основы для труда исполнителя снижаются требования к его квалификации (и соответственно появляется возможность снизить затраты на оплату труда).

В области управления персоналом отчетливо проявляется тенденция сокращения «средней продолжительности жизни» специалистов. Сотрудники все реже соглашаются на пожизненную преданность одной компании и с большим удовольствием регулярно меняют место работы. Конечно же, всякий раз приходя на новое место работы, даже опытный и вполне профессионально состоявшийся сотрудник вынужден какое-то время тратить на адаптацию, «погружение» в особенности хозяйственной и учетной практики данного предприятия. Наличие корпоративных стандартов в такой ситуации позволяет сократить срок «ввода в эксплуатацию» нового работника до минимума, то есть обеспечивает более быстрое получение отдачи от работника.

Экипаж воздушного судна имеет наиподробнейшие инструкции, регламентирующие его деятельность от этапа подготовки к взлету до этапа посадки и заруливания на стоянку. Это воспринимается совершенно естественно — любая ошибка в пилотировании ведет к летному происшествию или катастрофе. По аналогии с приведенным примером всякий корпоративный стандарт — это инструмент минимизации рисков и обеспечения безопасности бизнеса.

Интересно посмотреть на значение корпоративной стандартизации для бизнеса с точки зрения различных категорий субъектов, причастных к ведению бизнеса.

 

Собственники

Главное, что может им дать наличие корпоративных стандартов, — это возможность сделать бизнес прозрачным. В первую очередь для самих себя. Идентифицировать свой бизнес, дать ему адекватную оценку, разобраться, что, собственно, этот бизнес собой представляет. Разработка стандартов, таким образом, является удобным моментом для проведения «инвентаризации» бизнеса, дает повод задуматься. И конечно же корпоративная стандартизация есть отличный способ повысить стоимость бизнеса, поскольку именно прозрачность и предсказуемость являются важнейшими факторами для потенциальных, будущих собственников и инвесторов.

Сотрудники предприятия

Преимущество, которое получает топ-менеджмент от наличия стандартов, — это возможность «разгрузиться», переложить ежедневную текучку на подчиненных и сосредоточиться на стратегическом развитии. Для менеджеров среднего звена и рядовых исполнителей корпоративные стандарты создают ощущение внутреннего психологического комфорта, поскольку устанавливают четкие и однозначные «правила игры»: с одной стороны, определяют, что и как делать, с другой стороны, определяют требования к результатам работы и ответственность.

 

К СВЕДЕНИЮ

По результатам одного исследования быстрорастущих отечественных компаний, целью которого было выявление внутренних стимулов, подстегнувших их развитие, большинство респондентов к числу важнейших факторов роста наряду с личными, деловыми и профессиональными качествами руководителей отнесли наличие четких, регламентированных хозяйственных процессов и процедур. По их словам, наличие внутренних нормативных документов позволяет компаниям тиражировать свой бизнес и ударными темпами осваивать новые продукты и рынки.