1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1133

Одна система и много пользователей

Если компания имеет территориально распределенную структуру, то правильно подобранную и технологически построенную систему управления можно считать ключевым фактором ее успешного бизнеса. А для этого надо четко разбираться, какие варианты организации единого информационного пространства и работы с ним наиболее оптимальны для предприятия, в чем достоинства и недостатки каждого.

Варианты организации системы

Территориально распределенные структуры требуют такого построения системы управления, которое позволяет осуществлять оперативный доступ к данным из любой точки и при этом сохранять целостность, достоверность и непротиворечивость общей базы данных.

Можно выделить 3 наиболее часто используемых варианта построения информационной системы:

·         формирование системы с единой базой данных в центральном подразделении компании (либо в каком-либо отдельно выделенном дата-центре) с организацией работы удаленных пользователей через терминальный доступ;

·         формирование системы с единой базой данных с организацией работы удаленных пользователей (аналогично предыдущему) через Интернет (Web-интерфейс);

·         формирование системы на основе территориально распределенной базы данных (РБД).

 

Терминальный доступ

Структура информационной системы в этом случае строится на основе единой базы данных «в центре», к которой осуществляется подключение удаленных пользователей посредством специализированного программного обеспечения, реализующего терминальный доступ к центральному серверу системы.

Смысл такого варианта состоит в консолидации информационных и вычислительных ресурсов на центральном сервере (в управляющей компании), который обеспечивает работу бизнес-приложений с любой рабочей станции, где бы она ни находилась.

Данная схема построения информационной системы получила широкое применение в связи с быстрым ростом компаний и появлением у них территориально удаленных филиалов при невозможности или чрезвычайной сложности с той же скоростью модернизировать эксплуатируемую информационную систему.

Немаловажную роль при этом играет отсутствие в удаленных филиалах компании достаточного количества квалифицированных ИТ-специалистов для быстрого развертывания и поддержания работоспособности всей ИТ-инфраструктуры.

К достоинствам организации терминального доступа к центральной базе данных можно отнести оперативность работы удаленных пользователей, невысокую стоимость настройки и обслуживания, минимальные требования к конфигурации и производительности клиентских рабочих мест.

Основные недостатки заключаются в абсолютной зависимости от пропускной способности канала связи и его стабильной работы, что приводит к необходимости дублирования каналов связи на критичных участках и существенному увеличению стоимости владения такой системой. При этом предъявляются высокие требования к центральному серверу (серверам) и к квалификации ИТ-персонала на центральной вычислительной площадке. Следует отметить также и довольно высокую стоимость программного обеспечения для реализации терминального доступа.

Между тем информационная система с терминальным доступом зачастую является первым шагом в рамках работ по созданию других схем организации удаленной работы пользователей.

 

Доступ через Web-интерфейс

Такой вариант организации работы похож на предыдущий. База данных находится на центральном сервере, только подключение удаленных рабочих мест осуществляется через Web-интерфейс.

К преимуществам такого доступа можно отнести оперативность работы удаленных пользователей и минимальные требования к конфигурации и производительности их компьютеров, включая возможность доступа из любых операционных систем и устройств, даже с сотового телефона.

Этот способ передачи данных имеет те же проблемы с каналом связи, что и при терминальном доступе. К ним добавляется еще риск, связанный с информационной безопасностью.

Поэтому такая схема организации работы удаленных пользователей используется относительно редко. Обычно с ее помощью реализуются работа отдельных участков информационных систем, к примеру, прием заказов от агентов или заказчиков компании.

 

Распределенные базы данных

По сути, такое решение представляет собой совокупность отдельных баз данных, размещенных в каждом филиале компании и соединенных между собой каналами связи на постоянной и/или сессионной основе. Пользователь удаленного филиала работает со своей базой, а решение задач по синхронизации всех изменений в отдельных базах данных возлагаются на систему.

При этой схеме каждая база данных с заданной периодичностью должна автоматически производить синхронизацию и обновление информации с другими базами — участницами распределенной системы.

При использовании данного способа работы сохраняется автономность работы удаленных площадок при временной неработоспособности канала связи. Но при этом для каждой из удаленных площадок требуется покупка отдельного комплекта программного обеспечения, что предъявляет высокие требования к аппаратному обеспечению каждого из филиалов компании. Стоимость же настройки распределенной базы данных (РБД) при использовании типовых механизмов обмена сопоставима со стоимостью настройки терминального доступа.

Механизм РБД позволяет настроить ограничения по перечню передаваемых данных, в частности передавать в другие филиалы только данные по статистике продаж, закупок, заключенных контрактов и т.д.

Кроме того, выгружаемая информация может быть модифицирована согласно каким-либо правилам, например, при отгрузке товаров из одного филиала в другой расходная накладная отгружающего филиала преобразуется в приходную накладную в принимающем филиале.

При этом существует возможность использования в различных филиалах разных вариантов программного обеспечения управления базами данных.

Поддержка и обслуживание информационной системы, построенной на РБД, предполагает ряд организационных мер. В частности, для корректной работы системы необходимы регламенты ввода единой нормативно-справочной информации и первичных документов по площадкам, четкой настройки и учета прав пользователей системы.

В отличие от двух предыдущих вариантов в этом предъявляются значительно более низкие требования к каналам связи и меньшие требования к серверам в центре.

Организация работы удаленных пользователей не исчерпывается рассмотренными вариантами. Кроме того, нередко используются их комбинации.