1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1398

Производите с выгодой

В рамках «Школы экономиста» еженедельник «Экономика и жизнь» провел мастер-класс Галины Уваровой, д.э.н., и Валерия Анташова по использованию технологий решения проблем предприятий. Эта тема родилась на страницах газеты еще в 2005 году и сразу привлекла внимание специалистов. У участников мастер-класса была возможность на практике освоить элементы этих технологий. К примеру, моделирование программы производства. Предлагаем и вам, уважаемые читатели, попробовать силы в решении своих проблем.

 

Как увеличить доходность продуктов?

Ответить на этот вопрос можно с помощью методов финансово-экономических расчетов, которые позволяют учесть разнообразные взаимосвязи между доходами и затратами отдельных продуктов и проследить влияние принятых решений об изменении объемов, цены и переменных издержек на доходность продуктов.

 

На примере двух продуктов (тканей анидных и капроновых) рассмотрим, как можно увеличить доходность тканей анидных, а убыточные капроновые сделать доходными. В таблице 1 и таблице 2 приведен пример моделирования их доходности1 и представлены результаты четырех вариантов возможной ситуации по каждому продукту.

Смысл моделирования сводится к поиску решений об изменении объемов выпуска и цены продукта, а также возможностей снижения цен и тарифов на электроэнергию (или при условии роста цен на сырье и тарифов на энергоресурсы), принятие которых позволит увеличить доходность каждого продукта. Многовариантные расчеты по этим продуктам проведены с помощью таблиц Excel.

На «входе» задаются основные параметры по каждому из них: объем выпуска, оптовая цена, затраты сырья и материалов, энергозатраты и зарплата в цене данного продукта.

В строке «Изменения» в колонках «Варианты» задают вероятные изменения (экспертные оценки) важнейших параметров в их различных сочетаниях в будущем периоде. Введенные данные позволяют получать «на выходе» (нижняя часть таблицы) сценарии: «Что будет, если...», то есть пересчитанные значения отдельных элементов переменных затрат по каждому из продуктов для каждого варианта (возможных изменений внутренних и внешних параметров).

Представим исходную ситуацию по тканям анидным (табл. 1).

Их выпуск и реализация в объеме 6000 тыс. пог. м по цене 1,5 долл. за 1 тыс. пог. м позволяет вернуть использованные на его производство оборотные средства и дополнительно получить сумму в размере 2340 тыс. долл. (сумма покрытия I). Это составляет 26% выручки от реализации данного продукта.

Если соотнести суммы покрытия продукта с используемыми для его производства переменными затратами, можно определить эффективность использования переменных затрат (условные показатели использования оборотного капитала). Приведенные в таблице 1 данные об эффективности использования (отдачи) всех переменных затрат (0,35), а также затрат на сырье и материалы (0,46) говорят пока о низкой отдаче или эффективности их использования и о том, что есть резервы улучшения ситуации.

Если учесть, что производственные мощности загружены только на 44% и возможности рынка позволяют расширять сбыт продукции, то на предприятии существует потенциал увеличения объемов выпуска и повышения цен на анидные ткани, чтобы повысить доходность продукта и покрыть постоянные затраты. Чем больше при этом будет продано анидных тканей, тем большая доля затрат будет покрыта. Тем более что второй продукт — ткани капроновые — пока для предприятия убыточен.

Первые три варианта в таблице 1 отражают влияние изменения объема выпуска, цены продукта и некоторых элементов переменных затрат на величину суммы покрытия I по отдельности при прочих равных условиях. В реальной жизни элементы переменных затрат изменяются одновременно в разных направлениях.

Расчеты показывают, что изменение объема выпуска на 20% способствует росту СП I также на 20% (нижняя строка в табл. 1). Повышение оптовой цены данного продукта на 14% позволит увеличить его доходность на 54% по сравнению с исходным вариантом (вариант 2). А снижение тарифов на энергетику на 4,5% и рост заработной платы в производстве на 5% привел бы к росту доходности продукта лишь на 1% (вариант 3). Совокупное же влияние всех факторов, представленное в варианте 4, может увеличить доходность анидного производства на 86% по сравнению с исходным вариантом. Это означает, что при росте объемов продаж в 1,37 раза и переменных затрат в 1,2 раза, доходность продукта (СП I) увеличится в 1,86 раза (сравнение данных 4-го и исходного вариантов). Более быстрый рост выручки по сравнению с ростом прямых затрат говорит об эффективности последнего варианта для предприятия.

Как сделать убыточный продукт доходным?

Моделирование экономических параметров тканей капроновых представлено в таблице 2. Экономика капронового производства в принципе неэффективна и оказалась убыточной в силу большого удельного веса переменных затрат (до 108% в выручке от продаж при исходной цене!). Увеличение объемов его производства и реализации в такой ситуации приведет только к увеличению убытков (табл. 2, первый вариант).

Но при увеличении цены данного продукта до 0,83 долл. он становится доходным (СП I достигает 847 долл.). Новая цена покрывает переменные затраты этого производства на 10 центов (вариант 2). Принятые меры о снижении цен на исходное сырье капролактам на 5,48% за 1 тонну, снижение тарифов на энергетику на 7% и рост заработной платы в производстве на 3% не позволят при прочих равных условиях выйти на положительный результат (СП I). Убыток при этом сократится лишь до 139 тыс. долл. (вариант 3). Совокупное влияние всех факторов позволит достигнуть СП I в размере 1371 тыс. долл. (вариант 4). Решающим фактором влияния на доходность тканей капроновых, как и в тканях анидных, оказал рост цен на продукцию.

Из данных таблицы 2 следует, что при росте объемов продаж в 1,4 раза доходность тканей капроновых вырастет в 2,83 раза при росте всех переменных затрат в 1,1 раза.

Когда расчеты по продуктам свели в одну таблицу с учетом покрытия общепроизводственных и общехозяйственных расходов, оказалось, что производство тканей капроновых остается убыточным, потому что величины СП I данного производства (1371 тыс. долл.) оказалось достаточно для покрытия общепроизводственных расходов и недостаточно для покрытия части общехозяйственных расходов. В такой ситуации прибыльное производство анидных тканей может покрыть убытки неэффективного капронового производства при условии оптимизации его выпуска (вариант 4 в табл. 2). Но решение о наращивании выпуска капронового производства справедливо только для краткосрочного периода. На долгосрочную перспективу необходимо переходить на новые технологии производства.

Приведенные многовариантные расчеты показывают, что стратегия продаж и доход предприятия зависят не только от одного ценового фактора, но и от правильного сочетания и координирования всех возможных факторов. Это подтверждает важность работы по управлению объемами продаж, позиционированию продуктов на рынках, снижению издержек и формированию цен на предприятии.

 

Как использовать результаты моделирования на практике

Приведенные расчеты можно использовать в качестве инструмента планирования и контроля доходов и затрат. С его помощью можно находить решения для приспособления к возможным изменениям внутри предприятия. Этот инструмент при известных ограничениях позволяет также показывать влияние изменения цен и количества сбыта, издержек, структуры программы на величину целевой прибыли.

При проведении таких расчетов руководитель сможет постоянно получать информацию о доходности продуктов и пороге прибыли не только по отдельным продуктам, но и для всего предприятия и в реальном режиме времени узнавать, будет ли в краткосрочном периоде достигнут этот рубеж. Ежемесячное наблюдение за «поведением» запланированных и фактических издержек и выручки, а также сравнение запланированной и фактической величины прибыли позволит узнавать, покроет ли накопленная выручка от оборота накопленные издержки в краткосрочном периоде. С другой стороны, такой подход позволит предварительно узнавать о возможном сокращении сбыта, рассчитывать его влияние на доходы предприятия и своевременно принимать соответствующие меры (до наступления потерь).