Управленческий «техцентр»

| статьи | печать

Вместо того чтобы основное время тратить на развитие бизнеса и организацию системы управления, руководители, а часто и владельцы бизнеса вынуждены решать множество оперативных вопросов. Времени на все не хватает. В итоге они становятся сдерживающим фактором развития. В этой борьбе самого с собой руководителю могут помочь консалтинговые компании. Об опыте их поиска рассказывает генеральный директор компании «Айтон» Сергей ПИНЯГИН.

По мере развития компании перед руководителем встает все больше задач, требующих растущих компетенций хорошего управленца. Нужно организовать эффективную систему управления персоналом, построить оптимальную организационную структуру, наладить корректный и прозрачный управленческий учет, разработать и внедрить корпоративные стандарты, наладить взаимодействие между службами и добиться согласованности действий, разработать и внедрить систему мотивации и т.д.

При этом нужно решить как минимум 2 ключевые задачи. Первая — высвободить время, которого нет, на обучение и построение системы управления. Вторая — подобрать наиболее эффективный способ обучения, результатом которого было бы повышение способностей руководителя и реализованные благодаря им решения, устранившие актуальные проблемы бизнеса.

Даже после прочтения книг и статей по менеджменту возникает много вопросов, на которые трудно самому найти ответ. Уехать на обучение невозможно, так как некому доверить управление. Более подходит обучение на семинарах и тренингах, но опыт показывает, что полученные знания и навыки одному внедрить в практику тяжело. Да к тому же они часто не являются комплексными, а касаются какой-то определенной задачи. Возникает множество вопросов, требующих ответа. При этом «текучка» дел заставляет откладывать реализацию идей, возникших в процессе обучения.

Что же было бы наилучшей формой обучения и приобретения опыта? Приходит в голову аналогия с дилерским автомобильным техцентром. В согласованное время отдаешь машину сертифицированным профессионалам, они делают диагностику, выявляют источники возникших и возможных проблем, объясняют, что было выявлено, согласовывают условия ремонта и занимаются им.

Так же может быть и в бизнесе, на управление которым катастрофически не хватает времени. Но кто окажет профессиональную индивидуальную помощь, погрузившись в специфику конкретной компании?

Поиск взаимопонимания

Больше всего на такой «техцентр» похожи консалтинговые компании в сфере управления. Получая индивидуальный управленческий консалтинг, можно пропустить некритичные на данный момент области и сконцентрироваться на проблемных вопросах. Это наиболее быстрый подход решения поставленных задач.

Более того, специализация консалтинговых компаний в сфере управления позволяет им аккумулировать инструменты и технологии, отбирая те из них, которые дают реальный результат даже от просто «красивых и хороших идей». Тем самым можно сэкономить много времени и денег, избежав ошибок, совершенных ранее другими, и наоборот, заработать больше денег и быстрее достичь целей, «не изобретая велосипед».

Для знакомства в нашу компанию были приглашены консультанты, на встрече обсуждались текущие проблемы и способы их решения.

Проведя несколько встреч с представителями ряда консалтинговых компаний, удалось достичь взаимопонимания с теми, кто более всего соответствовал нашему видению перспектив развития бизнеса, и имеющихся проблем, и уровню компетенций. При этом важно, чтобы консультанты были практиками, решали подобные задачи, не только оказывая услуги своим клиентам, но имели бы «личный опыт», будучи руководителями своего бизнеса.

В итоге выбор пал на компанию, специализирующуюся в проектах по построению системы управления и оказывающую индивидуальный консалтинг первым лицам. Уже в процессе переговоров стал ясен ряд факторов, являющихся источниками проблем в компании. Можно сказать, что уже достигнут успех.

Привлекательный подход

Вот краткое изложение наших принципов, лежащих в основе такого взаимодействия.

Одна из основных задач консалтинга — дать руководителю инструменты управления, способные в короткие сроки внести больше порядка и контроля, увеличить эффективность бизнеса и освободить время.

Залогом успеха строительства здания является тщательно проработанный проект, отвечающий долгосрочным целям заказчика. Когда объект строительства четко определен и существует проработанный план реализации, то полдела уже сделано. В этом случае возникает высокая вероятность того, что результат этой деятельности будет успешным. А если строительство ведется хаотично, пристройка там, пристройка здесь, возникающие по мере необходимости, то возникает система сараев, перегруженная и неэффективная, которая перестает быть управляемой, перестает выполнять свои функции и имеет ограничение по своему использованию и развитию.

Изначально требуется также разработка бизнес-модели управления. Сформулированные цели и стратегия компании, долгосрочное и краткосрочное планирование, организационная структура, регламенты, должностные инструкции для каждой штатной единицы, в том числе описывающие продукты и технологии достижения результатов, показатели эффективности и управление на их основе, система внутренних взаимодействий и т.д. При таком упорядоченном старте дальнейшее развитие компании происходит достаточно гладко и быстро. Это организованный подход.

Но часто компании создаются ситуационно, не имея подобного построенного фундамента. По ходу своего развития руководство пытается выстроить систему шаг за шагом. И чаще всего в таком случае развитие опережает упорядоченность внутри компании. Возникает торможение развития из-за отсутствия выстроенных и взаимосвязанных элементов системы управления. Дальнейшее бурное расширение такой компании без своевременного построения системы управления приведет к тому, что с ее ростом будет снижаться управляемость.

Перед тем как проводить ремонт возникшей трещины на 14-м этаже, нужно понять причины ее возникновения. Часто бывает так, что простая ее замазка приведет к тому, что она опять возникнет, так как проблема, возможно, не в стене, а в фундаменте. Именно его и надо исправлять, чтобы решить проблему на 14-м этаже. Важно выявлять и понимать причины проблем.

В бизнесе чаще всего причины проблем лежат в основах построения и организации компании. Решением таких проблем для действующего бизнеса будет возвращение к основам его организации, выявление источников проблем и достраивание необходимыми элементами, отсутствие которых создавало барьеры.

Так, покупая систему кондиционирования, мне как заказчику нужен комфорт. Поэтому я покупаю именно комфорт, а кондиционер — это просто способ реализации. Так и консалтинговый проект мне как руководителю должен дать результаты: повышение управляемости и эффективности бизнеса, устранение хаоса и наведение порядка, инструменты и технологии, позволяющие быстрее достигать целей, устранение перегруженности и больше свободного времени.

Открывшиеся перспективы

Договор был составлен так, чтобы, начиная с первых этапов, ощущались результаты проекта, а оплата этапов зависела от результатов и, если что-то пойдет не так, была возможность остановить проект.

Так возник еще один «технический центр». Но оказалось, что есть существенное различие в их работе. В случае с автомобилем ждешь, пока его сделают специалисты, а в случае с консалтингом за руководителя никто ничего не сделает. Приходится во всем разбираться самому, принимать решения и воплощать их. Консультанты только подсказывают «как», а решать за директора не будут, иначе надо было бы отдавать свой бизнес им в управление.

После построения системы управления и контроля, защищающей владельца, появляется возможность найти исполнительного директора, поставить своего представителя для контроля оперативной деятельности, а самому заняться построением другого бизнеса. Тем более что в процессе консалтинга появились знания и навыки того, как правильно изначально создавать компанию и систему управления бизнесом.

ЭТАПЫ КОНСАЛТИНГОВОГО ПРОЕКТА

В процессе переговоров с консалтинговой компанией был согласован консалтинговый проект, включающий в себя следующие этапы:

· семинар для участников проекта;

· управленческий консалтинг;

· описание бизнес-процессов «как есть»;

· реинжиниринг бизнес-процессов (перепроектирование, коррекция);

· построение оргструктуры компании;

· разнесение функций и областей ответственности;

· разработка системы показателей;

· разработка должностных инструкций и регламентов;

· внедрение разработанных элементов системы управления;

· внедрение системы корпоративного обучения (курсы, тренинги).

Для каждой компании разработка проекта — задача индивидуальная, и она будет включать в себя уникальную программу.

К СВЕДЕНИЮ

Одна из основных задач управленческого консалтинга — дать руководителю инструменты управления, способные в короткие сроки внести больше порядка и контроля, увеличить эффективность бизнеса и освободить время.