1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1334

Интеллект без присмотра

Интеллект без присмотра

Создание современного рынка интеллектуальной собственности — непременное условие формирования национальной инновационной системы. Однако на сегодняшний день результаты научных разработок разбросаны по многочисленным исследовательским центрам и их большая часть никем не охраняется…

Российская экономика, как известно, на удивление невосприимчива к достижениям научно-технического прогресса. По данным Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), в нашей стране лишь десятая часть инновационных идей и проектов используется отечественными предприятиями. К примеру, в США доля востребованных реальной экономикой новаторских предложений составляет свыше 60%, а в Стране восходящего солнца эта цифра вплотную приближается к максимальному показателю — 95%.

Но, пожалуй, наиболее грустным, если не сказать опасным, является сравнение нашего государства с Китаем. Если в 1985 г. число заявок, поданных в патентные ведомства России и Поднебесной, было приблизительно одинаковым и равнялось 50 тыс., то сейчас Роспатент получает в год порядка 30 тыс. заявок, а его китайские коллеги — около 600 тыс. Ну как здесь не задуматься о геополитике…

Развязывать узлы проблем, накопившиеся на рынке интеллектуальной собственности, следует на всех «этажах» экономики, начиная от федерального центра и заканчивая уровнем предприятия.

 

Правовой нигилизм

Целый ряд важнейших решений, принятых законодателями и Правительством, по оценке участников Форума «Интеллектуальная собственность России-2008», практически не выполняется госорганами, ответственными за их реализацию. Так, при относительном росте бюджетных расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые в 2007 г. составили более 200 млрд руб., права на полученные результаты закрепляются только в каждом десятом случае.

Такая статистика во многом объясняет огромную разницу, сложившуюся между основными показателями, характеризующими состояние науки и практическое внедрение технологий и инноваций. Так, по затратам на исследовательские работы в ВВП наша страна находится на среднеевропейском уровне, а по доле компаний, внедряющих технологические инновации, мы занимаем последнее место в Европе (подробнее об этом см. на стр. 40).

Подавляющее большинство — 90% охраноспособных результатов интеллектуальной собственности, полученных при бюджетном финансировании, просто остаются в научно-технической документации. Права на эти разработки никак не охраняются: ни открытым способом — путем патентования, ни закрытым — через охрану ноу-хау в режиме коммерческой тайны.

В результате полученные изобретения не вовлекаются в гражданский оборот, а зачастую используются нелегально, что наносит ущерб интересам государства и конкретных предприятий.

Реестров много, но…

Существующая нормативно-правовая база, по оценке директора РНИИИС Владимира Лопатина, не создает условий для полного учета и контроля использования объектов интеллектуальной собственности, созданных с использованием государственного финансирования (а таких сейчас более 3/4).

Сегодня в России ведутся следующие реестры государственной собственности, в которые попадают результаты научных разработок, сделанных с бюджетным финансированием:

·         Реестр сведений о федеральном имуществе, формируемый в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства № 447 в 2007 г. (ответственное ведомство — МЭРТ).

·         Единый реестр результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, формируемый в соответствии с Положением о государственном учете результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат России, утвержденным Постановлением Правительства № 131 в 2002 г.

·         Единый реестр научно-технической деятельности, формируемый в соответствии с Положением о государственном учете результатов НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства № 284 в 2005 г.

·         В соответствии с Указом Президента страны от 21 января 2005 г. № 56с ведется учет государственных контрактов и всех полученных результатов НИОКР по гособоронзаказу. Здесь тоже формируются отдельная база данных и соответствующий реестр.

·         Целый ряд приказов Минобрнауки регламентирует работы по регистрации контрактов и объектов учета (результатов научно-технической деятельности).

Несмотря на многочисленность учетных реестров, формируемых различными ведомствами, действующая нормативная база обеспечивает учет в отношении далеко не всех объектов интеллектуальной собственности. Права на результаты научно-технической деятельности в виде научно-технической (конструкторской) документации зачастую остаются незащищенными.

Действующий порядок регистрации по всем открытым НИОКР и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса не соответствует современным экономическим условиям. Особенно опасно отсутствие механизмов сплошной регистрации новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Практически повсеместно, по словам В. Лопатина, прослеживается нежелание исполнителей НИОКР сообщать о результатах работ в соответствующие организации, проходить оценку экспертов-специалистов и обязательную государственную регистрацию. Это приводит к реализации отечественных новейших технологий за рубежом без необходимого учета как на балансах самих предприятий, так и в системе государственной регистрации в России.

Если в 1985 г. государственную регистрацию проходили свыше 85 тыс. договоров, более 11 тыс. результатов научно-технической деятельности и свыше 10 тыс. отчетов о НИОКР, то сегодня годовой объем регистрации снизился в несколько раз (по договорам — в 7 раз, по результатам научно-технической деятельности — в 12, по НИОКР — в 18 раз).

Вступившая в силу с 1 января нынешнего года 4-я часть Гражданского кодекса РФ, по словам заместителя руководителя Роспатента Александра Корчагина, также не принесет ожидаемых результатов, поскольку этот правовой акт не приблизил наше законодательство в части охраны объектов интеллектуальной собственности к уровню законодательства развитых стран. Он лишь объединил все российские законы по интеллектуальной собственности, нормы которых были разработаны более 7 лет назад.

 

Единая госполитика

Навести порядок на рынке интеллектуальной собственности можно лишь на основе осмысленной и системной государственной политики в сфере создания, правовой охраны и использовании результатов научно-технической деятельности.

Прежде всего необходимо определить государственный орган власти, который будет нести полную ответственность за результаты научных разработок. Учитывая многоотраслевой характер данной проблемы и разбросанность объектов интеллектуальной собственности по многочисленным научным учреждениям, организациям и предприятиям, тут необходимо ведомство, функционирующее на принципах Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Напомним, что ФАС подчиняется напрямую Правительству страны и располагает широкими полномочиями для контроля всех участников хозяйственной деятельности, только с иными целями.

Самым логичным выходом может стать создание подобного органа в сфере интеллектуальной собственности на базе Роспатента с соответствующим повышением его статуса и приданием ему новых, гораздо более широких полномочий (сейчас он входит в структуру Минобрнауки, что значительно сужает поле его деятельности).

При всех существующих недостатках работы Роспатента в его структуре сохранилось еще значительное число квалифицированных кадров, которое может быть увеличено в случае получения нового статуса. Это создаст условия для возвращения на госслужбу многих экспертов, которые по вполне понятным причинам в последние годы предпочли перейти в частный бизнес.

Роспатент в новом качестве сможет обеспечить координацию работы всех органов власти, которые занимаются правовой охраной и использованием новейших технологий. Ведомство также должно осуществлять подготовку проектов нормативно-правовых документов, регулирующих сферу интеллектуальной собственности.

А самое главное — такой госорган должен получить право контроля эффективности использования результатов научно-технической деятельности, созданных за счет госбюджета, независимо от ведомственного подчинения организаций и предприятий, занятых научными разработками.

По мнению экспертов, только межведомственный характер и непосредственное подчинение Правительству позволят новой структуре обеспечить порядок в сфере интеллектуальной собственности, без нормальной работы которой все разговоры об инновационном развитии экономики — лишь пустой звук.

 

К СВЕДЕНИЮ

АНПК «ОКБ Сухого» и РСК «МиГ» не имеют патентов на свои разработки за рубежом, хотя самолеты Су-30 МКК, Су-30 МКИ, МиГ-29 СМТ в настоящее время лидируют на мировом рынке. Многие содержащиеся в этих машинах узлы и блоки представляют собой уникальные достижения отечественной техники, созданные за счет средств бюджета, которые фактически передаются в руки иностранных конкурентов без всякой правовой охраны. Договоры об уступке прав и лицензионные договоры на объекты, права на которые принадлежат Российской Федерации, не заключаются.

ПО ДАННЫМ РОСПАТЕНТА