Приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н («ЭЖ-Досье», № 18, 2008 г.)

| статьи | печать

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ ОТ 18 ЯНВАРЯ 2008 Г. № 9Н

ЗАРЕГИСТРИРОВАН В МИНЮСТЕ РФ 14 АПРЕЛЯ 2008 Г.

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ № 11521

 

Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения1

 

15. Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при публичном информировании налогоплательщиков посредством проведения семинаров, «круглых столов» и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий

81. Начальник (заместитель начальника) структурного подразделения налогового органа, ответственного за организацию информационно-просветительских и обучающих мероприятий, в том числе за проведение семинаров с налогоплательщиками, ежеквартально разрабатывает и утверждает у начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России (руководителя, заместителя руководителя управления ФНС России) график проведения семинаров с налогоплательщиками, а также определяет должностное лицо, ответственное за организацию проведения таких семинаров.

При разработке графика проведения семинаров с налогоплательщиками рекомендуется:

1) выявить актуальные проблемы на основе анализа вопросов, поступивших от налогоплательщиков (их представителей);

2) сформулировать темы семинаров, определить даты их проведения и согласовать их с соответствующими структурными подразделениями инспекции ФНС России (управления ФНС России);

3) определить должностных лиц, ответственных за организацию проведения конкретных семинаров.

82. Семинары проводятся с налогоплательщиками (их представителями) с целью информирования их в соответствии с пунктом 22 настоящего Административного регламента.

83. В качестве докладчиков на семинарах выступают должностные лица структурных подразделений инспекций ФНС России и управлений ФНС России.

84. При организации проведения семинаров должностное лицо, ответственное за организацию проведения семинаров:

1) составляет программу семинара и определяет цель проведения семинара;

2) согласовывает с начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России (руководителем, заместителем руководителя управления ФНС России) кандидатуры должностных лиц структурных подразделений инспекции ФНС России (управления ФНС России), выступающих на семинаре;

3) утверждает программу семинара у начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России (руководителя, заместителя руководителя управления ФНС России);

4) размещает объявление о проведении семинара на информационном стенде (стойке) инспекции ФНС России, официальном интернет-сайте управления ФНС России, в СМИ не менее чем за четырнадцать календарных дней до проведения этого семинара (не менее чем за семь календарных дней при необходимости проведения семинара в ближайшее время по актуальной теме).

85. Рекомендуется заранее обеспечить возможность налогоплательщикам (их представителям) задать вопросы по теме семинара через официальный интернет-сайт управления ФНС России.

86. При проведении семинаров рекомендуется использовать наглядные пособия, методическую литературу, проводить разбор наиболее типичных ошибок налогоплательщиков на конкретных примерах.

87. Для получения отзывов налогоплательщиков (их представителей) о проведенных семинарах рекомендуется использовать анкеты по завершении каждого семинара.

88. Организация проведения с налогоплательщиками «круглых столов» и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий осуществляется с учетом положений, предусмотренных пунктами 82—87 настоящего Административного регламента.

89. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при публичном информировании налогоплательщиков указывает в информационном ресурсе налогового органа «Журнал учета работы по информированию налогоплательщиков» (приложение № 6* к настоящему Административному регламенту) тематику материала по информированию, дату и место размещения информации, тираж печатной продукции, тип издания, время и место проводимого мероприятия с налогоплательщиками, число участников мероприятия и т.д.

16. Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам

90. Основанием для индивидуального информирования налогоплательщика (его представителя) о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам является письменный запрос (далее – запрос) налогоплательщика (его представителя) в инспекцию ФНС России.

Рекомендованный образец формы запроса приведен в приложении № 7* к настоящему Административному регламенту.

91. Запрос рассматривается в инспекции ФНС России по месту учета налогоплательщика.

Запрос налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, рассматривается в инспекции ФНС России по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

92. Запрос может быть представлен в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично, направлен почтовым отправлением или передан в электронном виде по ТКС.

93. В запросе могут быть указаны способ получения (лично или почтовым отправлением) справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам (далее – справка) и дата, по состоянию на которую она представляется.

В случае если в запросе не указан способ получения справки, то оформленная справка направляется налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом.

94. Индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит представление справки в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

95. Справка представляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса налогоплательщика (его представителя) в инспекции ФНС России.

В случае представления запроса в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди составляет 30 минут.

В случае необходимости за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы начальник (заместитель начальника) инспекции ФНС России вправе определить иное максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди с учетом имеющихся ресурсов, но не более 2 часов. При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее чем за сорок минут до окончания рабочего дня, с учетом возможного продления времени работы в соответствии с пунктом 18 настоящего Административного регламента.

96. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, обязано:

1) зарегистрировать запрос с указанием входящего номера документа и даты его поступления в информационном ресурсе налогового органа «Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками», если иное не предусмотрено пунктом 99 настоящего Административного регламента;

2) подготовить справку в установленный срок.

97. Справка не представляется налогоплательщику (его представителю) по следующим основаниям:

1) направление запроса налогоплательщика (его представителя) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит представление справки;

2) отсутствие в запросе полного наименования организации (фамилии, имени, отчества физического лица), ИНН (только для организаций), подписи руководителя организации (физического лица), печати организации, если запрос представлен на бумажном носителе не на бланке организации;

3) представление уполномоченным представителем налогоплательщика запроса без приложения к нему копии документа (доверенности), подтверждающего в установленном порядке полномочие представителя на получение справки;

4) наличие в запросе нецензурных или оскорбительных выражений.

98. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, определяет наличие оснований, по которым справка не представляется налогоплательщику (его представителю), в соответствии с пунктом 97 настоящего Административного регламента и проверяет наличие в этом запросе следующих реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества, подписи и почтового адреса физического лица;

2) для организации: полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, фамилии, имени, отчества и подписи руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего запрос, печати организации в случае, если запрос представлен на бумажном носителе не на бланке организации.

99. В случае если в запросе, представленном в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично, отсутствует хотя бы один из реквизитов, указанных в пункте 98 настоящего Административного регламента, и при наличии оснований, предусмотренных пунктом 97 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не принимает этот запрос и возвращает его налогоплательщику (его представителю).

100. При представлении запроса в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично по просьбе налогоплательщика (его представителя) на втором экземпляре запроса проставляется отметка о принятии запроса и прилагаемых к нему документов, а также указываются фамилия, инициалы и должность должностного лица, принявшего запрос, и дата его приема.

101. Запрос регистрируется в день поступления должностным лицом структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, и направляется начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС России.

102. Запрос с резолюцией начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России не позднее следующего рабочего дня за днем проставления этой резолюции направляется в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, для подготовки справки.

103. При выявлении случаев, когда в запросе отсутствует хотя бы один из реквизитов, указанных в пункте 98 настоящего Административного регламента, и при наличии оснований, предусмотренных пунктом 97 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее четырех рабочих дней со дня регистрации запроса докладывает о данном факте начальнику (заместителю начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России и подготавливает в двух экземплярах письмо о неисполнении государственной функции с указанием причины.

Указанное письмо, оформленное в установленном порядке, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса передает в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство, для направления почтовым отправлением налогоплательщику (его представителю). 

Второй экземпляр указанного письма остается на хранении в структурном подразделении инспекции ФНС России, ответственном за исполнение государственной функции.

Дату и номер исходящего письма налогоплательщику (его представителю) исполнитель письма указывает в информационном ресурсе налогового органа «Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками».

104. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получившее запрос налогоплательщика (его представителя) на исполнение, не позднее двух рабочих дней со дня поступления запроса в инспекцию ФНС России формирует на основании информационных ресурсов инспекции ФНС России и документов, поступивших в инспекцию ФНС России на дату формирования справки, соответствующую справку (приложения № 8*, № 9* к настоящему Административному регламенту) на дату, указанную в запросе.

105. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, распечатывает справку в двух экземплярах, визирует ее у начальника (заместителя начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России.

В случае если в запросе не указана дата, по состоянию на которую формируется указанная справка, она формируется на дату регистрации запроса в инспекции ФНС России.

106. Завизированная справка в тот же день направляется должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, на подпись начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС России.

Два экземпляра справки (первый экземпляр подписывается начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России и заверяется печатью инспекции ФНС России, второй экземпляр с визой начальника (заместителя начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции) возвращаются в структурное подразделения инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее следующего рабочего дня за днем подписания справки.

107. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее следующего рабочего дня за днем получения подписанной справки регистрирует ее, указывает дату и исходящий номер в информационном ресурсе налогового органа «Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками».

108. При выдаче справки должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, проверяет наличие у налогоплательщика (его представителя) документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочие на получение указанной справки.

109. В случае подтверждения полномочия налогоплательщика (его представителя) на получение справки должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, выдает ее налогоплательщику (его представителю). На втором экземпляре справки налогоплательщик (его представитель) ставит отметку о ее получении и дату, свои фамилию, имя, отчество и подпись.

В противном случае налогоплательщику (его представителю) сообщается, что указанная справка будет направлена почтовым отправлением, а также при необходимости уточняется почтовый адрес налогоплательщика (его представителя).

110. В случае если налогоплательщик (его представитель) не получил подготовленную справку лично в течение пяти рабочих дней, первый экземпляр справки должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство, для направления ее почтовым отправлением налогоплательщику (его представителю).

На втором экземпляре справки ставится подпись указанного должностного лица и дата передачи справки.

111. В случае если справка направляется налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением, первый экземпляр справки должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство, для направления ее почтовым отправлением налогоплательщику (его представителю).

На втором экземпляре справки ставится подпись указанного должностного лица и дата передачи справки.

Второй экземпляр справки остается на хранении в структурном подразделении инспекции ФНС России, ответственном за исполнение государственной функции.

112. Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, не позднее следующего рабочего дня за днем получения справки по реестру направляет ее налогоплательщику (его представителю) заказным письмом.

113. Конечным результатом исполнения административной процедуры по индивидуальному информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам являются:

1) представление налогоплательщикам (их представителям) справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

2) письма налогоплательщикам (их представителям) о неисполнении государственной функции.

17. Последовательность действий должностных лиц инспекций ФНС России при формировании справок по запросам налогоплательщиков, переданным в электронном виде по ТКС

114. При получении запроса налогоплательщика (его представителя) в электронном виде по ТКС должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за прием письменных обращений по ТКС, с помощью программного обеспечения инспекции ФНС России не позднее следующего рабочего дня за днем получения такого запроса выполняет следующие действия:

1) при получении запроса непосредственно от налогоплательщика (его представителя) формирует подтверждение налогового органа о дате получения запроса;

2) заверяет указанное подтверждение своей электронной цифровой подписью и отправляет его налогоплательщику (его представителю);

3) при получении запроса налогоплательщика (его представителя) через специализированного оператора связи подтверждение налогового органа о дате получения запроса не формируется;

4) в случае соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме запроса налогоплательщика (его представителя) налоговым органом;

5) заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет ее налогоплательщику (его представителю);

6) формирует сообщение о поступлении запроса налогоплательщика (его представителя) должностному лицу, ответственному за исполнение государственной функции.

115. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при получении сообщения, указанного в подпункте 6 пункта 114 настоящего Административного регламента, в тот же день распечатывает его и выполняет действия в соответствии с пунктами 101–107 настоящего Административного регламента.

116. Справку, подписанную ЭЦП начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за передачу писем в электронном виде по ТКС, для направления ее по ТКС на электронный адрес налогоплательщика (его представителя).

На втором экземпляре справки на бумажном носителе ставится подпись указанного должностного лица и дата передачи справки.

117. Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за передачу писем в электронном виде по ТКС, не позднее следующего рабочего дня за днем получения справки по реестру направляет ее налогоплательщику (его представителю).

118. Для налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, формирование справки осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 119—125 настоящего Административного регламента.

119. Справка по форме, приведенной в приложении № 10* к настоящему Административному регламенту, формируется в инспекции ФНС России по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика на основании информационных ресурсов этой инспекции с приложением справок других инспекций ФНС России, в которых состоит на учете указанный налогоплательщик по месту нахождения его обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (приложение № 10-1* к настоящему Административному регламенту).

120. В инспекции ФНС России по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика в день получения запроса выполняются действия в соответствии с пунктами 98–105 настоящего Административного регламента.

121. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получив запрос налогоплательщика (его представителя) на исполнение, в тот же день направляет в электронном виде по ТКС заявку на формирование справки через управление ФНС России в инспекции ФНС России, в которых состоит на учете указанный налогоплательщик по месту нахождения его обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

122. Должностное лицо структурного подразделения управления ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, не позднее следующего рабочего дня за днем поступления заявки направляет в электронном виде по ТКС заявки в инспекции ФНС России, указанные в пункте 121 настоящего Административного регламента.

123. Должностные лица инспекций ФНС России, в которых состоит на учете налогоплательщик по месту нахождения его обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, получив в электронном виде по ТКС заявку, в двухдневный срок выполняют действия в соответствии с пунктами 104—106 настоящего Административного регламента, а также направляют в электронном виде по ТКС сформированные справки (приложение № 10-1* к настоящему Административному регламенту), подписанные ЭЦП начальников (заместителей начальников) инспекций ФНС России, в управление ФНС России.

124. Должностное лицо структурного подразделения управления ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, не позднее третьего рабочего дня за днем поступления заявки направляет все справки, указанные в пункте 123 настоящего Административного регламента, в инспекцию ФНС России по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика, исполняющую государственную функцию и направившую заявку на формирование справки.

125. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее следующего рабочего дня за днем получения справок, указанных в пункте 124 настоящего Административного регламента, формирует справку (приложения № 10* и № 10-1* к настоящему Административному регламенту) и выполняет действия в соответствии с пунктами 106—110 настоящего Административного регламента.

18. Последовательность действий должностных лиц инспекций ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальном информировании налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов)

126. Схемы последовательности действий при приеме налоговых деклараций (расчетов) приведены в приложениях № 11*, № 11-1* и № 11-2* к настоящему Административному регламенту.

127. Основанием для приема налоговых деклараций (расчетов) является представление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых деклараций (расчетов) по установленной форме (установленному формату) налогоплательщиком (его представителем) в инспекцию ФНС России по месту постановки на учет (налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших, — в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

128. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена в инспекцию ФНС России, исполняющую государственную функцию, на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично или в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи, либо передана в электронном виде по ТКС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

129. Прием налоговых деклараций (расчетов) осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит прием налоговых деклараций (расчетов).

130. При представлении налоговой декларации (расчета) в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично прием налоговой декларации (расчета) осуществляется в момент ее представления.

При этом максимальное время приема одной налоговой декларации (расчета) составляет десять минут.

В случае представления налоговой декларации (расчета) в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди составляет 30 минут.

В случае необходимости за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы начальник (заместитель начальника) инспекции ФНС России вправе определить иное максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди с учетом имеющихся ресурсов, но не более 2 часов. При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее чем за сорок минут до окончания рабочего дня, с учетом возможного продления времени работы в соответствии с пунктом 18 настоящего Административного регламента.

131. В целях обеспечения исполнения государственной функции в пределах сроков, установленных пунктом 130 настоящего Административного регламента, в случае представления большого объема налоговых деклараций (расчетов), например одним представителем нескольких налогоплательщиков, рекомендуется выделить специальное окно в операционном зале для приема указанных налоговых деклараций (расчетов).

132. Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, обязаны:

1) проверить у налогоплательщика (его представителя), представившего налоговую декларацию (расчет) лично, документы, подтверждающие личность и соответствующее полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика;

2) проверить, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме (установленному формату);

3) зарегистрировать налоговую декларацию (расчет), представленную по установленной форме (установленному формату), в информационном ресурсе инспекции ФНС России «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности» (приложение № 12* к настоящему Административному регламенту).

4) по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставить на представленной им копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату ее приема.

133. Налоговая декларация (расчет) не принимается у налогоплательщика (его представителя) по следующим основаниям:

1) отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ налогоплательщика предъявить должностному лицу, исполняющему государственную функцию, такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;

2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика) или представителя налогоплательщика, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) печати;

5) отсутствие в налоговой декларации (расчете) ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика или несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС;

6) представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

134. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины в устной форме в случае, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя, либо соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом.

135. Конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальному информированию налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов) являются:

1) при представлении налоговой декларации (расчета) налогоплательщиком (его представителем) лично – регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России и проставление должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, по просьбе налогоплательщика (его представителя) отметки на копии налоговой декларации (расчета) о принятии налоговой декларации (расчета) и дате ее приема;

2) при представлении налоговой декларации (расчета) почтовым отправлением – регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России;

3) при представлении налоговой декларации (расчета) по ТКС – регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России.

19. Последовательность действий должностных лиц инспекции ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично

136. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, предусмотренных пунктом 133 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. При этом, в частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества;

для организации: полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

2) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;

3) вида документа: первичный (корректирующий);

4) наименования налогового органа;

5) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины в соответствии с пунктом 134 настоящего Административного регламента.

137. В случаях если в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно.

138. В случае если налогоплательщик (его представитель) отказывается устранить указанные недостатки немедленно или их устранение в данный момент невозможно, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, принимает налоговую декларацию (расчет) и регистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС России «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности».

На титульном листе налоговой декларации (расчета) проставляются отметка о ее принятии и дата приема с оттиском штампа «Требует уточнения».

По просьбе налогоплательщика (его представителя) на представленной им копии проставляются отметка о принятии налоговой декларации (расчета) и дата приема. В целях информирования налогоплательщика о результатах приема налоговой декларации (расчета) проставляется штамп «Принята. Требует уточнения».

139. В случае, указанном в пункте 138 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает налогоплательщику (его представителю) уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) (приложение № 13* к настоящему Административному регламенту). В указанном уведомлении должны быть перечислены недостатки, допущенные при составлении налоговой декларации (расчета), и предложено налогоплательщику представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

140. Уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня за днем принятия налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство.

Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, обязано подписать указанное уведомление у начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России и направить его налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением.

141. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктами 136 и 138 настоящего Административного регламента, на титульном листе принятой налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, проставляет отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема с оттиском штампа «Принята».

По просьбе налогоплательщика (его представителя) на представленной им копии налоговой декларации (расчета) проставляются отметка о принятии налоговой декларации (расчета) и дата приема.

142. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее двух рабочих дней со дня проставления отметки о принятии налоговой декларации (расчета) регистрирует налоговую декларацию (расчет) в информационном ресурсе инспекции ФНС России «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности» и присваивает налоговой декларации (расчету) регистрационный номер, который проставляется на ее титульном листе.

143. Уточненная налоговая декларация (расчет), представленная в установленном порядке налогоплательщиком (его представителем) на основании уведомления до истечения установленного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срока подачи налоговых деклараций (расчетов), считается поданной в день ее представления.

144. Зарегистрированные налоговые декларации (расчеты) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, формирует в пачки в зависимости от категории налогоплательщиков (налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, и другие налогоплательщики).

145. Не позднее следующего рабочего дня за днем регистрации налоговых деклараций (расчетов) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает налоговые декларации (расчеты), сформированные в пачки в зависимости от категории налогоплательщиков, с сопроводительным ярлыком (приложение № 14* к настоящему Административному регламенту) и с соответствующей частью Реестра регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за ввод и обработку данных, для осуществления функции ввода данных, если не установлен иной порядок.

20. Последовательность действий должностных лиц инспекции ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумажном носителе почтовым отправлением с описью вложения прилагаемых документов, заверенной должностным лицом отделения связи

146. При представлении налоговых деклараций (расчетов) почтовым отправлением должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, проставляет на титульном листе каждой налоговой декларации (расчета) дату ее направления налогоплательщиком (его представителем) и дату ее поступления в инспекцию ФНС России по почтовому штемпелю, проставленному на конверте, а также свою подпись.

Налоговую декларацию (расчет) должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, передает без регистрации в программном продукте по ведению делопроизводства не позднее следующего рабочего дня за днем ее приема (конверт прилагается) с сопроводительным листом (приложение № 15* к настоящему Административному регламенту) в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции.

147. В случае если в почтовом отправлении, кроме налоговой декларации (расчета), содержатся иные документы, не относящиеся к этой налоговой декларации (расчету), должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, передает в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, по сопроводительному листу налоговую декларацию (расчет) с прилагаемым конвертом и сопроводительным письмом налогоплательщика (при наличии этого письма).

Указанные документы, не относящиеся к налоговой декларации (расчету), регистрируются в день поступления должностным лицом структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, и направляются начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС России.

148. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получившее налоговую декларацию (расчет) из структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, проверяет соответствие данных сопроводительного листа фактическому количеству полученных листов налоговой декларации (расчета).

В случае несоответствия данных сопроводительного листа фактическому количеству листов налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает служебную записку об установленном факте за подписью начальника (заместителя начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России на имя начальника (заместителя начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство.

149. Последующие действия при приеме налоговой декларации (расчета), представленной почтовым отправлением, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, выполняет в соответствии с пунктами 136—145 настоящего Административного регламента.

150. В случае если налоговая декларация (расчет) представлена с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срока ее представления, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, в срок не позднее трех рабочих дней со дня приема этой налоговой декларации (расчета) подготавливает служебную записку об установленном факте за подписью начальника (заместителя начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России на имя начальника (заместителя начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.

151. В случаях обнаружения ошибки в налоговой декларации (расчете), зарегистрированной и переданной в установленном порядке для ввода и обработки, не позволяющей осуществить ее ввод, указанная налоговая декларация (расчет) передается по Реестру возврата из отдела ввода и обработки данных, невведенных налоговых деклараций (расчетов), требующих уточнений (приложение № 16* к настоящему Административному регламенту), в день обнаружения ошибки в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, за подписью должностного лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за ввод и обработку данных.

152. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее следующего рабочего дня за днем возврата налоговой декларации (расчета) из структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за ввод и обработку данных, выполняет действия в соответствии с пунктами 139 и 140 настоящего Административного регламента.

153. В случае если после направления налогоплательщику (его представителю) уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета) почтовым отправлением налогоплательщиком (его представителем) не представлена в установленный срок уточненная налоговая декларация (расчет) или почтовое отправление вернулось ввиду отсутствия адресата (по почтовому адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, если иной почтовый адрес не заявлен налогоплательщиком), должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает служебную записку об установленном факте за подписью начальника (заместителя начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России на имя начальника (заместителя начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.

21. Последовательность действий должностных лиц инспекций ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов), направленных налогоплательщиками в электронном виде по ТКС

154. Для обеспечения приема налоговых деклараций (расчетов), направленных налогоплательщиками (их представителями) в электронном виде по ТКС, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, с использованием программных средств налогового органа проверяет наличие налоговых деклараций (расчетов) на почтовом сервере не реже трех раз в течение рабочего дня, а за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций (расчетов) — не реже одного раза в час.

155. При получении налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, с использованием программных средств налогового органа не позднее следующего рабочего дня за днем получения налоговой декларации (расчета) выполняет следующие действия:

1) проверяет наличие обстоятельств, предусмотренных пунктами 133 и 136 настоящего Административного регламента;

2) при наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в пункте 136 настоящего Административного регламента, формирует уведомление о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины;

3) заверяет указанное уведомление своей ЭЦП и отправляет его налогоплательщику (его представителю);

4) в случае представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным форматом и соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета);

5) заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет налогоплательщику (его представителю);

6) регистрирует принятую налоговую декларацию (расчет) в информационном ресурсе инспекции ФНС России «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности».

156. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при получении налоговой декларации (расчета) по установленному формату в электронном виде по ТКС с использованием программных средств налогового органа в течение двух рабочих дней со дня направления квитанции о приеме налоговой декларации (расчета):

1) осуществляет входной (форматно-логический) контроль налоговой декларации (расчета);

2) при выявлении недостатков (ошибок) и (или) противоречий между сведениями в налоговой декларации (расчете) формирует уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) и направляет налогоплательщику (его представителю) предложение о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок;

3) заверяет указанное уведомление ЭЦП начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России и отправляет его налогоплательщику (его представителю);

4) передает налоговую декларацию (расчет) в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за ввод и обработку данных, для осуществления функции ввода данных, если не установлен иной порядок.

157. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, обязано сохранить в архиве инспекции ФНС России налоговую декларацию (расчет), квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) при его наличии.

158. По просьбе налогоплательщика (его представителя) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, распечатывает налоговую декларацию (расчет), принятую в электронном виде по ТКС, и проставляет отметку о приеме налоговой декларации (расчета).

159. При получении налоговой декларации (расчета) налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, не позднее трех рабочих дней со дня ее получения должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в которой данный налогоплательщик состоит на учете в качестве крупнейшего, по завершении процедур приема налоговой декларации (расчета) направляет ее в электронном виде по ТКС в управление ФНС России по принадлежности для последующего ее направления в соответствующие инспекции ФНС России, в которых налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения его обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества, транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

160. Должностные лица инспекций ФНС России, в которых налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения его обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества, транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, выполняют действия, аналогичные действиям в соответствии с пунктами 137, 139, 140, 142 и 152 настоящего Административного регламента.

Уведомления об уточнении налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщику, отнесенному к категории крупнейших налогоплательщиков, направляются должностными лицами указанных инспекций ФНС России, ответственными за исполнение государственной функции, в инспекцию ФНС России, в которой данный налогоплательщик состоит на учете в качестве крупнейшего, для последующего их направления этому налогоплательщику.

161. Прием должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке, аналогичном порядку приема налоговых деклараций (расчетов), установленному настоящим Административным регламентом.

IV. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ), ПРИНИМАЕМЫЕ (ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ) В ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

22. Контроль за исполнением государственной функции

162. Контроль исполнения административной процедуры по индивидуальному информированию налогоплательщиков на основании обращений в устной форме осуществляется ежедневно начальниками структурных подразделений налоговых органов, ответственных за такое информирование.

163. Контроль исполнения административной процедуры по индивидуальному информированию налогоплательщиков на основании письменных обращений осуществляется ежедневно начальниками структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за такое информирование, по данным информационного ресурса налогового органа «Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками».

164. Контроль исполнения административной процедуры по публичному информированию налогоплательщиков осуществляется ежемесячно начальниками структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за такое информирование, и начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России (руководителем, заместителем руководителя управления ФНС России) по данным информационного ресурса налогового органа «Журнал учета работы по информированию налогоплательщиков».

165. Контроль исполнения административной процедуры по индивидуальному информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам осуществляется ежедневно начальниками структурных подразделений инспекций ФНС России (управления ФНС России), ответственных за такое информирование, по данным информационного ресурса налогового органа «Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками».

166. Контроль исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальному информированию налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов) осуществляется ежедневно начальниками структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за исполнение такой административной процедуры, по данным информационного ресурса инспекций ФНС России «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности».

167. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции структурными подразделениями инспекций ФНС России, ответственными за исполнение этих функций, определяются начальниками соответствующих инспекций ФНС России.

23. Ответственность должностных лиц налоговых органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции

168. Должностные лица налоговых органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ (РЕШЕНИЙ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

 169. Обжалование актов (решений) налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц при исполнении государственной функции, рассмотрение соответствующих жалоб и принятие решений по ним осуществляются в порядке, установленном разделом VII Налогового кодекса Российской Федерации.

170. Налогоплательщики (их представители) вправе обжаловать акты (решения) налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц при исполнении государственной функции, если, по мнению этих налогоплательщиков (их представителей), такие акты (решения), действия (бездействие) нарушают их права.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам, обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц, а также на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

171. Акты (решения) налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц при исполнении государственной функции могут быть обжалованы в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

172. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является подача налогоплательщиком (его представителем) жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

173. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, обязано сообщить налогоплательщику (его представителю) в случае подачи им жалобы адреса и телефоны вышестоящих налоговых органов и вышестоящего должностного лица, а также фамилию, имя, отчество и должность лица, действие (бездействие) и (или) решение которого обжалуется.

174. Ответственным лицом за рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения должностных лиц структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, является начальник указанного структурного подразделения.

175. Ответственными лицами за рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения начальника (заместителя начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, являются начальник инспекции ФНС России, руководитель управления ФНС России.

176. В случае если налогоплательщик (его представитель) не удовлетворен решением инспекции ФНС России (управления ФНС России), принятым по жалобе, он вправе обратиться с жалобой в письменной форме в ФНС России.

 

1Окончание. Начало см. в «ЭЖ Досье» № 17