1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1027

Статистика в рамках закона

До недавнего времени Россия была одним из немногих государств, где отсутствовал закон, регулирующий статистическую деятельность. С 1995 года Росстат инициировал его принятие, и вот наконец 29 ноября этого года Президент подписал Федеральный закон № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»
(далее — Закон).

О новом Законе рассказывает руководитель аппарата Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ, к. э. н. Дмитрий КРИНИЦКИЙ.

Зачем нам Закон?

Принятие решений государственного масштаба должно основываться на объективных и полных статистических данных, полученных от всех респондентов. В противном случае будет невозможно выработать единственно правильные решения, что может повлечь необратимые последствия для всей страны.

В частности, в действующем российском законодательстве была нечетко зафиксирована обязанность предоставлять статистическую информацию государственным органам, осуществляющим официальный статистический учет.

Также нуждался в урегулировании порядок формирования и выполнения федеральной программы статистических работ — своего рода ежегодный план проведения официального статистического учета, в том числе установление обязательных централизованно разрабатываемых статистических данных за счет средств федерального бюджета, определение перечня статистических работ.

Новый Закон, являясь специальным базовым рамочным законодательным актом в сфере официального статистического учета, обладает большей юридической силой (по отношению к постановлениям Правительства РФ). Он обязателен к исполнению на всей территории Российской Федерации с наступлением установленной ответственности при противоправных действиях и является наиболее стабильной формой регулирования правоотношений.

Кроме того, необходимость принятия такого Закона продиктована Конституцией РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. Официальный статистический учет, находящийся в ведении РФ (п. «p» ст. 71 Конституции РФ), должен регулироваться федеральным законом прямого действия.

В Законе установлен понятийный аппарат, «прозрачный» для восприятия как органами государственной власти, так и лицами и органами, представляющими первичные статистические данные. Прописан порядок формирования официальной статистической информации и ее предоставления государственным органам, а также возможность получения такой информации заинтересованными лицами.

В документе определен порядок взаимодействия субъектов статистики — органов государственной власти, уполномоченных осуществлять статистический учет. Прописана обязательность представления им первичных и административных статистических данных.

Для респондентов — субъектов малого и среднего предпринимательства — предусмотрен упрощенный порядок представления субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Определены гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и установлена ответственность за нарушение норм Закона.

Рациональный выбор

Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является рациональный выбор источников статистической информации в целях снижения нагрузки на респондентов.

Во избежание нагрузки на респондентов в Закон введена обязанность представления наряду с первичными статистическими данными административных статистических данных, то есть информации, которую органы государственной власти и государственные организации получают в связи с осуществлением ими своих административных функций.

К примеру, административные налоговые данные юридических лиц органы государственной статистики получают не от каждого из них, а из налоговых органов. Таким образом, организации представляют такие данные в один адрес, а не одновременно в налоговые органы и органы государственной статистики.

Рациональный выбор осуществляется ежегодно при формировании плана статистических работ, который предполагает определение перечня респондентов с точки зрения целесообразности получения именно от них сведений, соответствующих поставленным текущим госзадачам, объему финансирования и т.д. Задействование соответствующих органов исполнительной власти для реализации такого плана осуществляется с целью исключения дублирований и накладок.

В ближайшем будущем предполагается создание единой информационной системы всех органов исполнительной власти, формирующих базы данных. Тем самым будет налажен оптимальный путь получения и обработки данных.

Защита информации

Пунктом 5 ст. 8 Закона установлено, что первичные статистические и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, а также сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, представляются субъектам официального статистического учета в соответствии с законодательством РФ об этих категориях информации ограниченного доступа.

Таким образом, государственные органы, получающие такого рода информацию в рамках осуществления статистической деятельности в своей сфере, руководствуются российским законодательством об этих категориях информации ограниченного доступа: Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Законом РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и т.д.

Положениями этих нормативных правовых актов установлены порядок предоставления данной информации, права ее обладателя, полномочия госорганов по отношению к информации, режим работы с ней, охрана конфиденциальности, ответственность за непредоставление информации уполномоченным органам исполнительной власти, ответственность за нарушение конфиденциальности, допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требования к персональным данным.

К примеру, секретная информация, содержащаяся в реестре ФНС России, не будет предоставляться уполномоченному органу по статистике.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Под субъектами официального статистического учета для целей Закона понимаются федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ.