Кредит на автомате

| статьи | печать

Автоматизация помогает обеспечить рост рентабельности

Сегодня, когда доля безналичных платежей, в том числе с использованием пластиковых карт, неуклонно растет, у всех кредитно-финансовых учреждений возникает острая необходимость не просто в автоматизации своей деятельности, а в резком увеличении ее эффективности, производительности и надежности.

Стремимся к комплексности

Можно выделить три основные группы направлений автоматизации в банках: поддержка взаимоотношений с клиентами, выполнение внутренних операций и обеспечение информационной безопасности.

Одной из наиболее перспективных клиенто-ориентированных банковских технологий является интернет-банкинг. Однако не у всех кредитно-финансовых учреждений есть четкое понимание сфер деятельности, в которых использование возможностей Всемирной паутины может принести реальную выгоду.

Для того чтобы сохранить клиентуру, необходимо не только предоставлять услуги надлежащего качества, но и предвидеть ее потенциальные потребности с учетом возрастающего объема данных, в частности по кредитным историям.

По мере роста клиентской базы и, как следствие, самого банка эти задачи решаются менеджерами все хуже. Здесь на помощь приходят системы поддержки взаимоотношений с клиентами (CRM). Они позволяют достичь стандартизации форматов данных, выработки регламентов и технологии работы с клиентами, а также изменения мотивации и ориентиров самих сотрудников банка в сторону более тесной работы с потребителями.

Тем не менее в России наибольшее развитие и распространение получили системы, предназначенные для бухгалтерского учета банковских операций и подготовки отчетности перед ЦБ РФ. Для обеспечения высокой степени управляемости, повышения прозрачности деятельности банка и увеличения ее эффективности помимо вышеназванных необходим ряд дополнительных функций, входящих в контуры автоматизации. Среди них документооборот, управленческий учет, бюджетирование, управление активами и пассивами, поддержка принятия решений.

Реализация всех этих контуров в банке взаимосвязана и требует большой подготовительной работы перед их автоматизацией. По мнению экспертов, неудачи внедрения подобных систем заключаются в недостаточно высоком качестве проведения подготовительного этапа. Решить эту задачу способны компании со штатом специалистов по конкретным программным продуктам и с консалтинговыми подразделениями.

Все программное и аппаратное обеспечение в банках, как правило, предусматривает собственные средства защиты от несанкционированного доступа, повреждения, кражи и прочих угроз информационной безопасности. Но при локальной автоматизации наиболее уязвимыми оказываются места стыковки модулей различных производителей. Кроме того, порядок и организация использования имеющихся средств часто не соответствуют требованиям эксплуатации, не говоря уже об отсутствии корпоративных технических регламентов. Поэтому перед внедрением ИТ-системы потребуются комплексный аудит всей информационной инфраструктуры и разработка рекомендаций по усилению мер информационной безопасности банка.

Многие специалисты отмечают, что рынок банковской автоматизации развивается в направлении поставки комплексных систем поддержки банковской деятельности, позволяющих интегрировать различные контуры в единую структуру и тем самым увеличить отдачу от использования ИТ в бизнесе.

Споткнулись — идем дальше

При автоматизации банковской деятельности нужно решить ряд задач. К примеру, обеспечить топ-менеджмент необходимым интерфейсом, через который видны реальные результаты работы системы. С этой целью используются средства визуализации цифровой информации (графики, простые таблицы, диаграммы), кнопочные оконные формы для быстрого создания запросов к базам данных, инструменты автоматического построения отчетов и т. п.

Определенную проблему представляет простой штатных ИТ-специалистов, которым нечем заняться, пока система работает без сбоев и отказов. Отсутствие постоянной квалифицированной работы приводит к падению профессионализма и снижению мотивации сотрудников. В таком случае поможет аутсорсинг квалифицированного ИТ-персонала (см. «ЭЖ» № 43, стр. 32). Решение задач автоматизации ложится на плечи компании-интегратора, у которой достаточно опыта и высококвалифицированных специалистов по большинству направлений автоматизации банковской деятельности.

Помимо прочего, важно помнить, что автоматизация — не самоцель, а необходимость, которая, будучи успешно реализованной, позволит не растерять конкурентные преимущества и повысить удовлетворенность клиентов, а значит, обеспечить рост рентабельности.

 

ОПЫТ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

ЗАО «Тойота Банк» и Группа компаний AT Consulting объявили об успешном завершении проекта по внедрению комплексной системы автоматизации банковской деятельности, разработанной компанией «Диасофт». Работа проводилась в два этапа. На первом были внедрены модуль расчетно-кассового обслуживания, кассовых и валютных операций, автоматизированы отчетность перед ЦБ РФ, операции казначейства, учет основных средств и ведение внутрихозяйственных договоров.

На втором этапе осуществлялась автоматизация бизнес-процессов, отражающих специфику бизнеса банка: кредитование физических и юридических лиц, управление рисками и лимитами.

В итоге все работы были выполнены в рекордно короткие сроки в соответствии со стандартными методологиями ведения подобных проектов и с учетом мирового опыта. Результатом стала полнофункциональная автоматизация деятельности иностранного банка на базе отечественной ИТ-системы.

 

Банк России и компания IBM осуществили совместный проект консолидации вычислительных ресурсов 74 региональных центров обработки платежной информации. Впервые была создана централизованная информационно-вычислительная система, охватившая все российские банки и их отделения на территории страны.

В рамках проекта были созданы 2 центра обработки данных, построенных на базе 2 суперкомпьютеров IBM System z990. При этом концепция построения и архитектура системы разрабатывались совместно с ИПИ РАН. Центральный банк провел аудит имеющихся ИТ-ресурсов, на основании результатов которого 11 учетно-операционных систем, ранее используемых банком, были консолидированы в 2. Это позволило ускорить обработку платежной информации и сократить стоимость выполнения одной операции более чем в 10 раз.