Российская смекалка вне конкуренции

| статьи | печать

Презентация в Высшей школе экономики исследования и монографии Надежды Лебедевой и Александра Татарко «Ценности культуры» высветила ряд вопросов о влиянии культуры на социально-экономическое развитие общества. Конкурентные преимущества российских ценностей и их анализ показали, что психологическое благополучие в современной России невозможно без экономического развития.

 

Девизом клана Саввы Морозова было: «Делай так, чтобы тебе было хорошо, а другим не было бы плохо». По этому принципу строился весь бизнес. Вчистую разорять конкурентов считалось не по-божески, поэтому принцип «Живи и дай жить другим» считался нормой.

Западный мир, напротив, испокон веков характеризуется другими ценностями. Культ индивидуализма, соперничества направлен целиком на достижение прибыли любой ценой.

Участие России в экономике объединенной Европы становится все активнее. Как соотнести российский менталитет и европейские традиции для успешного развития совместных бизнес-проектов?

 

Бизнес — это переговоры

В ходе переговоров стороны выдвигают обычно требования или контрактные параметры. Западный бизнес, построенный по принципу «победитель — проигравший», создает двух фигурантов: получившего выгоду и понесшего убыток. То есть по принципу «Нельзя что-то приобрести без того, чтобы другой человек чего-то не потерял».

С точки зрения проигравшей стороны, такой результат переговоров нельзя назвать оптимальным. Стремление смягчить его привело к созданию системы государственного регулирования и профсоюзного движения.

Однако в ходе переговоров каждый из контрактных параметров, направленных на увеличение тех или иных показателей, может вести себя капризно, вызывая как увеличение, так и уменьшение другого параметра. При таком условии не мечтой, а реальностью становится вожделенный принцип справедливости.

Доктор Джон Нэш получил за эту теорию Нобелевскую премию. В ее постулатах многие усматривали панацею от всех кризисов. Но широкого применения она до сих пор не нашла. Ибо все понимают, какой психологической ломки требует этот «критерий истины» от людей с западным менталитетом.

Между тем Россия на протяжении многих веков руководствовалась подобным принципом. Люди стремятся выработать оптимальное решение, когда вариация параметров приводит к максимальному результату для всех, а не только для одной стороны. Принцип справедливости — органическая потребность общинного коллектива. Так что теорию доктора Нэша, вероятно, легче всего адаптировать под российский «климат».

Думается, что русский бизнес выработает постепенно такую модель управления, которая будет основана на принципе справедливости и позволит высвободить творческие начала национальной культуры.

 

Стремление к самореализации

Весь западный мир давно живет по принципу признания качеств индивидуальности любого рода: личности, культуры, подхода, исполнения и т.д. — и научился находить в этом конкурентные преимущества.

В связи с этим встает стратегический вопрос: надо ли нам догонять Запад и копировать социальные установки и мироощущение среднего европейца или американца?

Нам тем не менее необходимо перенять у Запада психологический аспект: становиться более инициативными, внедрять принципы конкуренции в экономические отношения, воспитывать в себе дух соперничества, индивидуализм, стремление к личным достижениям. Развивать креативность, независимость и собственную ответственность.

Но догоняя, стоит подумать и о тех наших ценностях, где мы действительно можем оказаться высококонкурентными.

Это творческий потенциал наших людей, который не убило за 70 лет не поощряющее инициативу государство. Стремление к самореализации проявляло себя в знаменитой русской смекалке, смеси инициативы, креатива, опыта и интуиции, задействованных в экстремальных обстоятельствах.

Конечно, русская смекалка — из разряда партизанских методов в условиях плохого снабжения, управления, какой-либо недостаточности или аврала. Но кто откажет нашему человеку в стремлении к интересной, творческой работе и нелюбви к рутинной? Нередко зарубежные партнеры говорят, что русские покупаются на «интерес» больше, чем на деньги.

 

Культура как кольчуга

Еще одно наше преимущество перед суетностью и ненасытной жаждой наживы, которая может превратить человека в раба, — способность к самоограничению, непривязанность к материальным благам, стремление к внутренней свободе, когда это зрелый и осознанный выбор.

Наша культура сформировалась в трудных экологических и исторических условиях, выработав систему ценностей, напоминающую древнюю средневековую кольчугу, помогающую выживать, дающую рецепт сохранения душевной гармонии при любых гонениях и притеснениях и указывающую путь преобразования зла в добро через жертвенную работу духа. В целом это культура древняя и суровая, требующая от человека самоограничения, репрессии внутренних импульсов и личных целей в пользу глобальных культурных ценностей.

Все культуры в какой-то степени построены на таком самоограничении, без него нет культуры вообще. Но здесь также важна и сама степень, требуемая от человека. В нашей культуре она необычайно высока. Видимо, ее охранительная суть в противостоянии культу наживы, потребления и хищнического отношения к миру.

Теперь уже всем ясно, что природные ресурсы мира небезграничны, как и ресурсы человеческой души. Тысячелетиями природа существовала по своим законам и сама себя воспроизводила. Но в мировом масштабе психология охотника (первичная основа западного индивидуализма) пересиливает психологию земледельца (основа восточного коллективизма). Это неизбежно привело к кризису — хищническому отношению к Земле.

Человек обнаружил, что извечное равновесие природой утрачено. И уже нельзя просто ловить рыбу и бить птицу, брать грибы и ягоды, рубить лес. Необходимо думать о воспроизводстве, о том, от чего нужно отказаться сегодня для того, чтобы завтра вовсе не остаться без всяких «даров природы». То же происходит и с культурами, и с нациями.

И оказывается, что мы со своей репрессивной культурой оказались в передовых рядах современности: западная культура сделала всему миру «прививку» активности и динамичности, теперь она сама нуждается в «прививке», которая подняла бы в ней ценность самоограничения. И это в состоянии сделать наша культура.

 

Задачи для топов

В конкурентных отношениях есть множество подводных камней. Американцы поощряют конкуренцию между сотрудниками, полагая, что она заставляет их работать лучше. Однако сотрудники, соперничая друг с другом, нередко утаивают важную информацию, подставляют коллег. Подобные отношения в результате препятствуют развитию фирмы.

Японские фирмы не поощряют конкуренцию между сотрудниками: все делают одно дело и заинтересованы, чтобы фирма процветала. Но японцы поощряют ее между фирмами.

Наши конкурентные преимущества могут заключаться в подобном типе управления. Следует переориентировать энергию с «борьбы с руководством» на конкуренцию с другими компаниями. Однако это возможно только в том случае, если руководство будет вести разумную политику управления, поощряющую и помогающую самореализации сотрудников. В таком случае то, что было неконкурентными отношениями, станет именно конкурентным преимуществом.

На развитие экономики могут работать наши общины. Эти неформальные группы существовали и продолжают существовать во многих коллективистских культурах. Именно в них устройство общества было иерархическим.

В сравнении с вертикально устроенной японской общиной русский мир отличался коллективным принятием решений и распределением ресурсов и наград по принципу справедливости, то есть удовлетворением потребностей всех членов общины.

Безусловно, такой культурный образец не слишком подходит для построенной на конкуренции модели рыночной экономики. Может ли русская община сохранить свои ценные качества и при этом включать в себя конкуренцию, способствующую здоровому развитию и достижениям?

Это задача творческая, для талантливых и не ищущих простых решений менеджеров. Сегодня уже выработаны конкретные и эффективные методы управления общиной, способы и механизмы построения внутри нее отношений конкурентных, способствующих развитию и продуктивности всего трудового коллектива.

Интересно, что, на взгляд западных топ-менеджеров, у нас есть свои преимущества. Существует мнение, что русский бизнес, копируя американскую или любые западные модели управления, игнорирует свою уникальную историческую и культурную ценность, в том числе умение создавать общины, чья цель — достижение справедливости.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, РЕШАТЬ КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРОГРЕССА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

  • Усвоение продуктивных ценностей, способствующих экономическому развитию: инициативности, настойчивости, способности к конкуренции, добросовестности, ориентации на качественный труд, честности, обязательности, взаимного доверия, терпимости к инакомыслию.
  • Развитие уникальных ценностей, которые могут дать нам конкурентные преимущества: стремление к творческому самовыражению в труде, изобретательности, широта взглядов, принятие культурного многообразия, стремление к справедливости для всех, способности к высоким формам духовного опыта, непривязанности к материальному.
  • Выращивание социальных институтов, помогающих в полной мере работать ценностям самореализации. Это условия свободы, возможностей творческого самовыражения, поощрения инициативности и нонконформизма. Чтобы ради самореализации таланты не уезжали за рубеж, а, наоборот, возвращались из эмиграции на Родину.