1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1014

Регулируем самостоятельно свою деятельность

С 17 декабря 2007 года действует Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон). Принятие данного Закона должно привести к сокращению участия государства в регулировании финансово-хозяйственной деятельности организаций (за исключением финансового сектора рынка) и к их определенному «переходу на самостоятельность», но под чутким государственным контролем. Что такое саморегулируемые организации (далее — СРО) и по каким правилам происходит их регистрация и перерегистрация?

 

Законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществлением взаимодействия СРО и их членов с органами власти и местного самоуправления (ст. 1).

Фактически речь идет об альтернативе государственного управления, выражающейся в установлении определенной профессиональной группой правил поведения для членов этой группы. Несоблюдение правил ведет к санкциям (ст. 10 Закона).

Что же такое СРО? Под СРО согласно п. 1 ст. 3 Закона понимаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Для того чтобы приобрести статус СРО, сведения о некоммерческой организации должны быть занесены в Государственный реестр СРО (далее — Реестр). Указанный статус приобретается с даты внесения сведений в Реестр.

Кроме того, и это очень важно, дабы правильно понять, как можно создать СРО, стоит подчеркнуть, что особенности приобретения и прекращения статуса отдельных видов СРО, а также деятельности СРО и контроля над ними могут устанавливаться федеральными законами (п. 2 ст. 1 Закона).

А дальше возникает вопрос: кто вносит сведения в Реестр, то есть куда должна обратиться некоммерческая организация, чтобы приобрести статус СРО?

Попробуем разобраться с этим вопросом.

 

Приобретаем статус СРО

Ответ дан в ст. 20 Закона. Вернее, данной статьей определен порядок ведения Реестра.

Законодатель определил 2 варианта внесения сведений в Реестр, и выбор каждого из них зависит от того, определен отдельным Федеральным законом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, контролирующий деятельность СРО в конкретной сфере деятельности, или нет.

Вариант 1 (п. 1 ст. 20 Закона)

Если законодатель не установил федеральный орган исполнительной власти, который будет контролировать деятельность СРО в определенной сфере. В этом случае ведение Реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации СРО, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (п. 3 ст. 20 Закона).

На текущий момент мы не располагаем сведениями о том, что в Правительстве РФ определились с тем, на кого можно возложить эти функции. Поэтому, если отдельным федеральным законом для вашего вида деятельности такой орган не определен, с созданием СРО, видимо, придется повременить.

Вариант 2 (п. 2 ст. 20 Закона)

Если законодателем определен конкретный федеральный орган исполнительной власти, который будет контролировать деятельность СРО в определенной сфере, тогда все однозначно. Именно этот орган и будет вести Реестр, и туда нужно обращаться с соответствующим заявлением и документами о внесении в Реестр сведений.

Для того чтобы понять, определил законодатель ответственного за СРО в каком-то виде или нет, нужно проанализировать положения законодательства, регулирующие данный вид деятельности.

В отраслевом законодательстве есть специальные нормы, посвященные деятельности СРО в этой области, а также нормы, определяющие тот самый федеральный орган исполнительной власти, в который можно обратиться при создании СРО.

В частности, речь идет о федеральных законах: от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторские организации

Под аккредитованным профессиональным аудиторским объединением понимается СРО аудиторов, то есть саморегулируемая организация (ст. 20 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Порядок получения аккредитации данными организациями установлен Временным положением о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Минфине РФ, утвержденным его Приказом от 29.04.2002 № 38.

Согласно п. 5 Временного положения объединение, претендующее на получение аккредитации, подает в Минфин заявление на аккредитацию по установленной форме. Согласно п. 12 этого положения официальным документом, удостоверяющим аккредитацию, является свидетельство об аккредитации.

Свидетельство об аккредитации подлежит обязательной регистрации в Реестре Минфина России и должно быть оформлено в течение 10 дней со дня принятия решения об аккредитации объединения (п. 12 Положения).

 

Арбитражные управляющие

Под СРО арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (ст. 2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Регистрация и ведение Реестра СРО арбитражных управляющих согласно Постановлению Правительства РФ от 03.02.2005 № 52 возложена на Федеральную регистрационную службу (далее — ФРС). Аналогичная норма содержится в подп. 17 п. 6 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1315: именно на ФРС возложены полномочия по ведению Единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих. В свою очередь, Приказом Минюста РФ от 30.12.2004 № 202 утверждено Положение о порядке ведения этого Реестра.

 

Оценщики

Порядку создания СРО оценщиков посвящена ст. 22 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». СРО оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в Единый государственный реестр СРО оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков (п. 1 ст. 22 Закона об оценочной деятельности). В свою очередь, статьей 23 упомянутого Закона определено, что некоммерческая организация, которая удовлетворяет требованиям данного Закона для придания ей статуса СРО, вправе подать в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, заявление о ее включении в Единый государственный реестр СРО оценщиков. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.07.2007 № 423 Федеральная регистрационная служба уполномочена вести Реестр оценщиков. Эта обязанность закреплена также в подп. 16.1 п. 6 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы».

 

Сельхозкооперация

СРО в сельском хозяйстве создаются в соответствии с положениями Закона «О сельскохозяйственной кооперации» с целью регулирования и обеспечения деятельности ревизионных союзов (союз сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющий ревизию финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов) (ст. 31), представления и защиты интересов ревизионных союзов и интересов кооперативов (ст. 33.1).

Согласно п. 4 ст. 33.1 Закона некоммерческая организация для приобретения статуса СРО должна быть внесена регулирующим органом в Реестр. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 № 109 установлено, что таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ.

Это не все федеральные законы, в которых установлены нормы, касающиеся СРО в конкретных отраслях. Имеются также законы в области СМИ и сфере связи (например, федеральные законы от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и др.).

Однако правомочия контролирующих органов в этих областях в части ведения реестров, а значит, наделения организаций соответствующим статусом не определены. Следовательно, создать СРО в данных отраслях будет сложно до той поры, пока не будет определено, кто ведет Реестр: либо это полномочие будет возложено на контролирующий деятельность тех или иных организаций орган либо наконец-то определят единый орган для подобных случаев.