Регламентная волна накрыла рекламные нарушения

| статьи | печать

В конце марта Минюст РФ зарегистрировал Приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 28.12.2007 № 453 «Об утверждении Административного регламента…» (далее — Регламент), утвердивший порядок исполнения антимонопольной службой государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 

Еще в 2005 г. в рамках проводимой административной реформы Правительство РФ своим Постановлением от 11.11.2005

№ 679 обязало все федеральные органы исполнительной власти разработать регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). Следует отметить, что эти мероприятия направлены в первую очередь на повышение качества и доступности госуслуг, повышение эффективности деятельности госорганов, а также противодействие коррупции.

Можно считать, что ФАС частично исполнил возложенную на него обязанность. Утвержденный документ начнет действовать через 10 дней после его официального опубликования (на момент подготовки материала документ не опубликован).

Благодаря Регламенту любое заинтересованное лицо, попавшее в поле зрения ФАС, сможет определить правомерность и последовательность осуществляемых в отношении него мероприятий, сроки и порядок их проведения, а главное — порядок обжалования действий и решений ФАС.

Новый Регламент будет применяться антимонопольными органами только при выполнении функции контроля рекламной деятельности. Иными словами, в случае выявления признаков нарушения законодательства о рекламе антимонопольный орган начнет проведение административных процедур, руководствуясь этим Регламентом.

Регламент содержит исчерпывающую информацию об условиях обращения в антимонопольные органы: об адресах, в том числе электронных (адреса официального интернет-сайта и электронной почты), о номерах телефонов, графике работы, порядке получения консультаций (справок) в рамках осуществляемой им контрольной рекламной функции. Также в нем содержится 32 приложения, некоторые из которых облегчат жизнь заявителей. Например, в качестве приложения оформлены процедурные мероприятия со ссылкой на предельные сроки, нарушение которых является основанием для обжалования проводимых мероприятий.

Отдельного внимания заслуживает право заинтересованных лиц получать «бесплатные консультации», под которыми Регламент понимает всего лишь справочное информирование обратившегося лица о входящих номерах, под которыми зарегистрированы заявления; о нормативных правовых актах, на основании которых антимонопольный орган осуществляет государственную функцию; о необходимости представления дополнительных документов и сведений; а также о принятых в ходе процедурных мероприятий решениях (о возбуждении дела по фактам нарушений, приостановлении, отложении и т.п.).

Основанием начала проведения мероприятий, предусмотренных Регламентом, может стать только рекламное правонарушение, вернее информация о нем. Заявить о таком нарушении согласно п. 2.2.1 Регламента имеют право: прокурор, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица. Вместе с тем не всякое заявление будет рассматриваться. Регламентом установлены требования, несоответствие которым может стать причиной игнорирования заявления. А именно оно должно быть составлено в письменной форме, содержать указание, позволяющее идентифицировать заявителя, сведения о рекламном нарушителе, описание фактов, свидетельствующих о нарушении, или наименование органа власти или местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству о рекламе, и требования заявителя. Анонимные заявления рассматриваться не будут. Также Регламент описывает все процедурные вопросы, обязательные к исполнению самим антимонопольным органом (регистрация заявления, сроки передачи заявления на рассмотрение в комиссию и т.д.).

Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции антимонопольным органом включает в себя проведение проверок в отношении самих антимонопольных органов. Проверки проводятся вышестоящими органами, куда можно «пожаловаться» в случае нарушения ваших прав. Порядок направления жалоб также содержится в самом Регламенте.

 

СПРАВКА

Законодательство о рекламе согласно ст. 4 Закона о рекламе состоит из самого упомянутого Закона, а также иных федеральных законов, затрагивающих вопросы рекламы, к которым относится, в частности, Закон РФ от 27.12.91 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ и пр.

 

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РЕКЛАМНЫЕ НАРУШЕНИЯ

1.         Недобросовестная конкуренция с использованием рекламы. Недостоверное сравнение товара с товарами конкурентов. Использование иностранных слов и выражений в рекламе, которые могут исказить смысл информации.

2.         Недостоверная реклама финансовых услуг. Например, сообщение в рекламе финансовых услуг одного из условий, влияющих на доходы/расходы лица, и неуказание всех других таких условий договора.

3.         Реклама услуг операторов мобильной связи (мобильного контента) с использованием неэтичных, непристойных картинок.