Тарифы: реалии и мифы

| статьи | печать

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства ясно показывает, что одного только желания властей для этого слишком мало. В большинстве регионов нет ни достаточных экономических условий, ни нормативной правовой базы для реализации задуманного. А тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут гораздо быстрее инфляции.

 

Открытый разговор

В Дагестане за I квартал 2008 г. тарифы на коммунальные услуги увеличились на 18,5%, включая повышение на 21,5% платы за электроэнергию и на 20,8% на сетевой газ. А для решения проблем его жилфонда нужно почти в 10 раз больше денег, чем выделяется. По словам президента республики Муху Алиева, Дагестану для переселения из ветхого и аварийного жилья общей площадью свыше 600 тыс. кв. м требуется около 15 млрд руб. и еще 12—13 млрд — на капитальный ремонт жилищного фонда. В то время как по установленным лимитам он должен получить чуть больше 3 млрд руб.

На совещании по вопросам реализации ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на котором обсуждался вопрос подготовки заявок муниципальных образований субъектов ЮФО на получение средств для переселения людей из ветхого и аварийного жилья и на капремонт жилфонда в рамках реформирования ЖКХ, М. Алиев признал, что в Дагестане эту работу начали поздно. Он подчеркнул, что предстоит серьезно подумать, как решать проблему недостаточного объема средств: по закону должно осуществляться софинансирование из республиканского и муниципальных бюджетов, и часть средств вносится населением, а сделать это будет непросто.

Проблемы реформы ЖКХ обсудили и представители общественности Северной Осетии. «Мы пригласили власть на открытый разговор, — сообщил один из участников «круглого стола» во Владикавказе, председатель правления общественной организации «Славянский союз Осетии» Владимир Писаренко, — позвали представителей правительства, парламента, правоохранительных органов, но никто из них не посчитал нужным выслушать мнение общественности. С каждым днем власть отдаляется от народа. В ближайшее время муниципалитетам придется самостоятельно вести работу по всем направлениям, однако их руководители об этом не беспокоятся. О реформе ЖКХ, о формировании тарифов, организации ТСЖ никто население не информирует. Жильцов многоквартирных домов ожидают более трудные времена».

Навести порядок в ЖКХ и вернуть в правовое русло системы расчетов по коммунальным платежам потребовал от властей Союз самозащиты граждан Карачаево-Черкесии. Его представители просили президента республики Мустафу Батдыева остановить переход на новые формы управления многоквартирными жилыми домами без выполнения муниципалитетами и государством своих обязанностей по их капремонту. Также они потребовали пересмотреть законность деятельности частного предприятия — посредника, ведущего расчеты с потребителями за электроэнергию, воду и теплоснабжение, чье содержание переложили на плечи плательщиков, увеличив тем самым на 7% стоимость коммунальных услуг.

 

Рост тарифов в обмен на реконструкцию

Власти Краснодарского края в течение первых двух месяцев 2008 г. удерживали тарифы на услуги ЖКХ на уровне прошлого года, хотя уже с января цены на газ и электроэнергию выросли на 25%. На компенсацию недополученных доходов коммунальным организациям из краевой казны было выделено более 400 млн руб. Однако отпустить тарифы все-таки пришлось. С 1 марта они выросли на 10—15%, что ниже планки, установленной Федеральной службой по тарифам, и ниже, чем в большинстве регионов России.

Сегодня краевые власти добиваются того, чтобы этими деньгами кубанцев была оплачена модернизация коммунального хозяйства, чтобы, заплатив за «коммуналку» сегодня, люди знали, что завтра тарифы будут стабильными за счет снижения потерь.

«Жилищно-коммунальное хозяйство — это зона ответственности местных властей, — заявил главам муниципалитетов первый вице-губернатор Краснодарского края Александр Ремезков. — Именно местные чиновники довели отрасль до ручки, а предприятия — до грани банкротства. И выводить отрасль из кризиса теперь нужно тоже на местах, подготовив программу модернизации каждого муниципального предприятия».

Он отметил, что частные инвесторы считают ЖКХ выгодным бизнесом и ждут от властей лишь четких правил игры — инвентаризации имеющегося хозяйства и гарантированных тарифов на ближайшие 3—4 года. Чиновникам дано поручение: до конца года в каждом муниципалитете разработать пошаговый план реконструкции ЖКХ с конкретными объектами и источниками финансирования, а также заключить контракты с инвесторами. Органам соцзащиты поручено активизировать работу по выплате субсидий гражданам, у которых доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг превышает 22% в совокупном семейном доходе.

 

Социальная защита

Серьезный разговор о мерах по социальной защите населения в условиях реформирования ЖКХ состоялся в Волгоградской облдуме. Участниками «круглого стола» стали парламентарии, главы муниципальных образований, руководители системы ЖКХ, ТСЖ, члены Общественной палаты региона и представители московских страховых компаний.

По словам председателя думского комитета по социальной политике Владимира Овчинцева, назрела необходимость в подготовке нормативной правовой базы взаимодействия ТСЖ и ЖКХ с обязательным условием защиты отдельных категорий граждан. Также требуется подготовка принципиально новых отношений собственников жилья и управлением ЖКХ на основе страховых отношений.

Страхование системы ЖКХ на уровне области, города или микрорайона проводится уже в ряде российских регионов. Волгоградские депутаты предложили «Московской страховой компании» представить опыт страхования столичного ЖКХ, на примере которого предлагается организовать работу и в Волгоградской области. Так, реализация московской региональной политики в сфере страхования ЖКХ и программы страхования жилого фонда продвигается успешно на протяжении десятка лет. Сегодня в столице застраховано 53% жилых помещений. Уже сейчас страховые компании Москвы готовы возмещать 13 тыс. руб. за 1 кв. м жилья, а в перспективе эту сумму планируют увеличить до 25 тыс. руб.

Учитывая эти цифры, участники «круглого стола» рекомендовали органам местного самоуправления рассмотреть возможность организации в этой сфере системы страхования и государственных гарантий в случае банкротства управляющих компаний.

А что касается тарифов, то, по мнению председателя комитета Волгоградской облдумы по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу Ангара Полицимако, должен быть отлажен механизм их отслеживания, сдерживания цен поставщиков, а также привлечения к ответственности за невыполнение условий поставки услуг населению. Добавим, что в проекте Социального кодекса Волгоградской области будет снижена и 22%-ная планка. В зависимости от доходов граждан и категории льготников она будет составлять от 5 до 15% дохода семьи.

 

Долюшка-доля

На вышеупомянутом совещании по вопросам реализации ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» глава этой госкорпорации Константин Цинин сообщил, что практически все регионы ЮФО обязались отправить свои заявки до конца мая. Он заверил, что никто не ограничивает количество подаваемых заявок.

Судя по всему, столичный чиновник не лукавит. Так, Волгоградской области в соответствии с Соглашением о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 06.05.2008 было выделено из средств госкорпорации 756 млн руб. Из них 476,2 млн руб. направляется на капитальный ремонт, а 279,8 млн — на переселение граждан из непригодных для проживания домов. Это 16,8% от лимита, установленного региону на 4 года, и 58% от суммы, которую область может использовать в этом году.

«Проблема в том, что не все муниципальные районы предусмотрели в бюджетах долю собственного участия в этих планах. Сейчас необходимо изыскивать средства и вносить поправки в уже утвержденный финансовый документ. Кроме того, сельским поселениям с трудом удается выдерживать некоторые параметры, предусмотренные федеральным законодательством», — считает председатель комитета ЖКХ администрации Волгоградской области Юрий Котляров.

Для того чтобы дом был включен в программу, собственникам жилья нужно объединиться, создать ТСЖ и согласиться с необходимостью вложить в капремонт собственные средства в размере 5% его сметной стоимости.

В первую региональную заявку, одобренную Фондом, вошли 10 муниципальных образований Волгоградской области. Однако сегодня о готовности участвовать в муниципальных адресных программах капитальных ремонтов заявили жители еще 1,5 тыс. многоквартирных домов. По прогнозам специалистов областного комитета ЖКХ, регион уже в июле подготовит и представит в Фонд заявку на финансовую поддержку в размере 300 млн руб.