1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1033

Письмо Минфина России от 12 мая 2008 г. № 03-02-07/2-87

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО ОТ 12 МАЯ 2008 Г. № 03-02-07/2-87

 

О порядке зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

 

В связи с поступающими обращениями по вопросам о порядке зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Министерство финансов Российской Федерации с участием Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Письмо от 17.04.2008 № 2187-Пр прилагается) сообщает следующее.

В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона

от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» данный Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются одними из основных источников неналоговых доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, за счет средств которого, имеющих целевое назначение, осуществляется финансирование, в частности, выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и средства, направляемые на инвестирование.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете (пункт 1 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Обеспечение исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и целевого использования средств обязательного пенсионного страхования, управление средствами этого бюджета, а также контроль за их расходованием осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Однако Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не установлены ни порядок осуществления возврата сумм страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и источники уплаты этих процентов. Указанным Федеральным законом также не установлен и порядок уточнения платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют иную природу, отличную от налога, не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являются составной частью единого социального налога (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2003 № 12355/02, Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79). Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

В связи с этим на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не распространялся установленный статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации и бюджетное законодательство Российской Федерации. Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, а также уплата процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы налогов, осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в порядке, установленном статьями 78 и 79 Кодекса и бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом Кодексом и бюджетным законодательством Российской Федерации определены источники возврата указанных сумм. Так, например, возврат суммы налога отражается по соответствующему коду налога классификации доходов бюджетов Российской Федерации. В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» уплата процентов, начисленных в соответствии с Кодексом при нарушении срока возврата налога, и процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, подлежит отражению по отдельному коду подвида доходов соответствующего кода налога классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Вместе с тем в целях регулирования бюджетных правоотношений на основании статьи 6 и пункта 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007 № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», в частности, уточнены бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета и администраторов доходов бюджета. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета; бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 № ММ-3-1/74 на ее территориальные органы, поименованные в приложении № 1 к данному Приказу, возложены конкретные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба», в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решения о зачете (уточнении) платежей и представлению соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Пунктом 5 вышеназванного Приказа предусмотрено, что полномочия, возлагаемые на территориальные органы Федеральной налоговой службы согласно пункту 1 данного Приказа, осуществляются в порядке, установленном Кодексом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми документами Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства, Банка России и другими методическими документами, регламентирующими порядок осуществления возложенных на налоговые органы функций.

Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства. Администратор доходов бюджета осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, на основании действующего бюджетного законодательства Российской Федерации администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, об уплате процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, а также об уточнении соответствующих платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако до настоящего времени действующим бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации не в полной мере урегулирован механизм реализации указанных бюджетных полномочий, в том числе учитывающий особенность управления соответствующими денежными средствами Пенсионным фондом Российской Федерации, инвестирования сумм страховых взносов для финансирования накопительной части трудовой пенсии, индивидуализацию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на лицевом счете каждого застрахованного лица.

Пунктом 1 статьи 166.1 и статьей 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, производится в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 40, 166.1 и 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» в редакции Приказа Минфина России от 12.11.2007 № 103н уточнены, в частности, правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, перерасчета распределенных поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, уточнения платежей, а также оформления и представления администратором доходов бюджета платежных документов на возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и иных платежей. Пунктами 16 и 17 названного порядка предусмотрено, что операции по перерасчету (зачету, уточнению) поступлений между бюджетами осуществляются в пределах поступлений за текущий операционный день и подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты. Операции по перерасчету (зачету, уточнению) поступлений и возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих распределению полностью или частично в бюджеты государственных внебюджетных фондов, осуществляются органами Федерального казначейства в пределах сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов. При этом не осуществляется привлечение средств из бюджетов государственных внебюджетных фондов. Сумма непроизведенных в текущем операционном дне перерасчетов (зачетов, уточнений) (их остаток) учитывается при распределении поступлений между бюджетами в следующий операционный день.

В связи с сохраняющейся неопределенностью федерального законодательства в части регулирования вопросов о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по ним и уточнения соответствующих платежей разногласия по указанным вопросам в настоящее время разрешаются в судебном порядке. При этом по вопросу вынесения налоговыми органами решений об отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в настоящее время сложилась преимущественно отрицательная арбитражная практика.

Учитывая изложенное и принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 № 2776/06 и № 4240/06, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 № 3722/08, руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, полагаем, что впредь до внесения необходимых изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и бюджетное законодательство Российской Федерации в целях дополнительного урегулирования рассмотренных вопросов, налоговые органы, являющиеся администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 45, статьями 78, 79 Кодекса, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Вопросы о порядке и об источнике уплаты процентов, начисленных за несвоевременное осуществление возврата сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, представляется необходимым прямо урегулировать бюджетным законодательством Российской Федерации.

СТАТС-СЕКРЕТАРЬ — ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

С. ШАТАЛОВ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО ОТ 17 АПРЕЛЯ 2008 Г. № 2187-ПР

 

О зачете (возврате) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

 

В связи с обращениями налоговых органов и налоговых агентов по вопросам, касающимся документального подтверждения налогоплательщиками права на получение социального налогового вычета по суммам уплаченных ими пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные на территории Российской Федерации, и в целях создания режима наибольшего благоприятствования при реализации налогоплательщиками вышеуказанного права Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная в размере 13 процентов, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных, в частности, на сумму социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса. 

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов, но не более 100 000 рублей в налоговом периоде (пункт 2 статьи 219 Кодекса).

При этом следует иметь в виду, что положения подпункта 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса распространяются только на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, т.е. в отношении тех сумм расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, оплата которых произведена налогоплательщиками, начиная с 1 января 2007 года.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 статьи 219 Кодекса, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. Для получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, налогоплательщику необходимо представить документы, подтверждающие его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению, произведенные в период с 1 января 2007 года.

Такими документами, в частности, являются договор негосударственного пенсионного обеспечения, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) в свою пользу и (или) в пользу другого участника НПФ, платежные документы, подтверждающие уплату пенсионных взносов налогоплательщиком – вкладчиком, документы, подтверждающие родство с физическими лицами, в пользу которых налогоплательщик уплачивал пенсионные взносы.

Письмом ФНС России от 31.08.2006 № САЭ-6-04/876 «Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов» предусмотрено, что налогоплательщики вправе представлять налоговым органам не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих их право на получение социальных налоговых вычетов, но и копии соответствующих документов, заверенные непосредственно самими налогоплательщиками с расшифровкой подписи и датой их заверения, при условии, что подлинники указанных документов были предъявлены работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче налоговой декларации 3-НДФЛ, который должен проставить отметку о соответствии представленных налогоплательщиком копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом.

Исходя из того, что негосударственные пенсионные фонды имеют право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, налогоплательщику – вкладчику необходимо представить наряду с другими подтверждающими документами копию лицензии НПФ, заверенную подписью руководителя и печатью НПФ.

Вместе с тем данный документ не представляется в случаях, когда ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном налогоплательщиком с НПФ.

В вышеупомянутом Письме ФНС России от 31.08.2006 предусмотрено, что в тех случаях, когда денежные средства в оплату услуг по лечению или в оплату обучения были перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (с расчетного счета работодателя), и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений, социальный налоговый вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем. 

С учетом этого полагаем возможным применение аналогичного порядка в случаях, когда денежные средства в уплату пенсионных взносов по заключенному налогоплательщиком — вкладчиком с НПФ договору были перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (с расчетного счета работодателя), и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений.

Тогда социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, может быть предоставлен именно за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в уплату пенсионных взносов, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем. 

В случаях когда работниками предприятия (организации) заключены договоры негосударственного пенсионного обеспечения с НПФ, при этом пенсионные взносы вносятся на счет НПФ ежемесячно бухгалтерией предприятия (организации) одним платежным поручением с приложением реестра, в котором содержатся сведения о вкладчиках и суммах взносов, а необходимая для перечисления сумма удерживается непосредственно из заработной платы вкладчиков, налогоплательщикам при обращении за получением вышеуказанного налогового вычета дополнительно следует представить в налоговый орган заверенные по установленной форме выписки из реестров, прилагаемых к платежным поручениям, с указанием сведений о конкретном вкладчике и суммах перечисленных от его имени в налоговом периоде пенсионных взносов.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2-ГО КЛАССА

С. ШУЛЬГИН