1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 782

На пути к концессионному обновлению

Госдума 23 мая 2008 года приняла во втором чтении законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Что ожидает правовое сообщество, если он будет принят?

 

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон), в который вносятся изменения, действует с середины 2005 г. Почти трехлетний период его применения показал необходимость его обновления, а в некоторых случаях —  и более детальной проработки.

Напомним, что основная цель Закона – привлечение инвестиций в экономику России через использование государственного и муниципального имущества посредством заключения концессионных соглашений. Условия концессионного соглашения предусматривают обязанность одной стороны (концессионера) за свой счет создать и (или) реконструировать недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). При этом концессионеру согласно ст. 3 Закона предоставляются на определенный соглашением срок права владения и пользования объектом концессионного соглашения для его эксплуатации и использования.

Целью принятого Госдумой во втором чтении законопроекта является построение более эффективных взаимоотношений публичных образований и частных инвесторов по использованию государственного и муниципального имущества, а также создание для последних более привлекательных условий.

Поскольку законопроект затрагивает практически все нормы Закона, он достаточно объемен. Поэтому остановимся на наиболее существенных, на наш взгляд, изменениях.

1. Действующая редакция п. 7 ст. 3 Закона предусматривает, что продукция и доходы, полученные концессионером, являются его собственностью, если концессионным соглашением не установлено иное. Предлагаемые законопроектом изменения позволяют отнести указанную продукцию и доходы только к собственности концессионера, что устраняет вероятность получения концедентом продукции и доходов концессионера. При этом предполагается оставить концеденту возможность получения части продукции и доходов концессионера, но только в виде концессионной платы согласно условиям концессионного соглашения.

2. В Закон предлагается ввести новое положение, закрепляющее негативные для концессионера последствия от несогласованного с концедентом строительства объекта, не относящегося к объекту концессионного соглашения. Концессионер не приобретает на такое имущество право собственности, стоимость которого также не подлежит возмещению концессионеру. Такое имущество является собственностью концедента.

В части бухгалтерского учета имущества, предоставляемого концедентом концессионеру, законопроект предусматривает обязанность концессионера учитывать на своем балансе как объект концессионного соглашения, так и иное, переданное в соответствии с концессионным соглашением имущество, включая порядок начисления концессионером амортизации на переданные объекты недвижимого имущества.

3. В процессе трехлетнего применения Закона появилась необходимость дополнить его положениями, допускающими предоставление концессионеру в аренду не только земельного участка, но и прав пользования водным объектом и прав ограниченного пользования земельным участком и (или) водным объектом (частью водного объекта). Законопроект предусматривает такую возможность.

4. Согласно п. 15 ст. 3 Закона права владения и пользования концессионера объектом концессионного соглашения, а также недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с ч. 9 упомянутой статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера созданным объектом концессионного соглашения осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на этот объект. Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит положений, которые определяли бы порядок государственной регистрации прав, возникающих при реализации концессионных соглашений.

Предлагаемые дополнения в Закон № 122-ФЗ направлены на приведение его в соответствие с нормами концессионного закона.

5. В целях реализации законопроекта потребуется внесение изменений в отдельные федеральные законы с целью согласования норм действующего законодательства с практическими механизмами реализации концессионных соглашений, заключаемых в соответствии с данным Законом.

Изменения коснутся и Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», из-под действия которого будут выведены объекты концессионных соглашений. Перечень условий, обязывающих проводить обязательную оценку объектов, планируется дополнить положением, в соответствии с которым в отношении объекта концессионного соглашения установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом.

Запланированы изменения и в главы НК РФ, касающиеся общей части Кодекса, а также таких налогов, как НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Например, предлагается дополнить ст. 39 НК, посвященную вопросам реализации, частью, в соответствии с которой передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению не будет признаваться реализацией. Относительно налога на прибыль перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль, будет дополнен «имуществом и (или) имущественными правами, полученными по концессионному соглашению». Предлагается дополнить главу о налоге на имущество ст. 378.1, отражающей особенности налогообложения имущества, полученного по концессионным соглашениям.

БУКВА ЗАКОНА

Объектами концессионного соглашения согласно ст. 4 Закона может быть недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:

  • автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры и т. п.;

  • объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта, гидротехнические сооружения;

  • морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры;

  • морские и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

  • аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

  • объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

  • системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и т.п;

  • метрополитен и другой транспорт общего пользования;

  • объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.