1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Треугольник успеха

Доля малых инновационных предприятий, по оценке Главы государства, в России составляет лишь 1% от общего числа малых фирм. Чтобы снять барьеры на пути их развития, нужно обеспечить координацию всей инновационной деятельности на уровне Правительства страны.

 

Малые инновационные предприятия в экономически развитых странах активно выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Именно они часто принимают на себя основной риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар.

Из-за высокого риска своей деятельности их состав постоянно меняется: одни фирмы исчезают, другие появляются. Тем не менее в каждой стране необходима их определенная «критическая масса», без которой переход экономики на инновационный путь развития просто невозможен.

Последнее время государство прикладывает определенные усилия, чтобы открыть дорогу «малышам от науки» в реальную экономику. Однако, по мнению участников Всероссийского форума малого бизнеса, который на днях прошел в Москве, сейчас необходимо решить целый ряд проблем, тормозящих наметившиеся позитивные перемены.

1 Сегодня существует заметный дисбаланс в финансировании малых инновационных фирм, которые находятся на разных стадиях развития.

Российская венчурная компания (РВК) медленно, но, будем надеяться, неотвратимо увеличивает финансирование так называемых старт-апов, то есть малых компаний, которые уже располагают новыми технологиями, готовыми для внедрения в производство.

В первой половине прошлого года РВК провела один конкурс, на котором были отобраны управляющие компании, в чье распоряжение было передано 5 млрд руб. для формирования венчурных инновационных фондов. До конца мая компания должна провести второй конкурс, для участия в котором уже подали заявки такие компании, как «Максвелл Эссет Менеджмент», Альянс РОСНО Управление Активами, Управляющая компания «ОТКРЫТИЕ» и ряд других фирм. По предварительным оценкам, сумма государственных инвестиций не уступит прошлогодним показателям.

Кроме того, на инновационные предприятия, находящиеся на той же стадии развития, нацелен Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ), ряд региональных и частных венчурных фондов (табл. 1). Их совокупный инвестиционный потенциал составляет порядка 43 млрд руб.

Финансирования не хватает малым инновационным предприятиям, которые находятся на самой ранней, «посевной» стадии развития, на уровне идеи, которую нужно воплотить в опытный образец, способный привлечь внимание потенциального инвестора.

Общий объем инвестиций в инновационные компании на «посевной» стадии равняется 2,5 млрд руб. — почти в 20 раз меньше, чем в предприятия, находящиеся на стадии раннего роста (табл. 2). Но ведь для того, чтобы зерно проросло, его нужно сначала посеять…

Для решения проблемы финансирования фирм на «посевной» стадии Национальное содружество бизнес-ангелов России в феврале текущего года создало вместе с Microsoft и Intel добровольное объединение организаций — Инновационно-технологический альянс (ИТА). Чуть позже к нему присоединились Венчурный фонд Oradell Capital и Агентство инновационного предпринимательства Москвы.

Главной целю партнеров ИТА стало объединение усилий, направленных на ускорение и повышение эффективности процессов коммерциализации российских технологий и оказание конкретной помощи малым компаниям.

Органы государственной власти также могут внести свой вклад в ликвидацию дисбаланса и направить часть бюджетных средств для «посевного» этапа. Минэкономразвития уже включило в план работы РВК на 2008 год финансирование компаний на самых ранних стадиях развития в размере 1 млрд руб. Но, по оценке независимых экспертов, необходимая сумма в 100 раз больше.

2 Еще одним барьером на пути инновационных фирм стала недостаточная информационная поддержка.

По мнению представителей регионов, сегодня подавляющая часть руководителей администраций субъектов Федерации и местных органов готовы организовывать бизнес-инкубаторы и технопарки (тем более что под них можно получить бюджетное финансирование). Но, к сожалению, чаще всего они имеют весьма слабое представление о целях и методах реализации подобных проектов.

Потенциальные резиденты бизнес-инкубаторов и технопарков (научные сотрудники и студенты) зачастую воспринимают работу в них как продолжение своей исследовательской деятельности.

А участникам уже работающих инновационных территорий очень не хватает информации о том, что происходит в других регионах: какие проекты и каким образом реализуют их коллеги.

Ярким примером чиновничьего равнодушия служит специальный сайт «Информационный центр поддержки малого предпринимательства», созданный МЭР (войти на него можно с интернет-странички министерства). Теоретически малые предприниматели должны там получать самую свежую информацию о формах государственной поддержки, размерах возможного финансирования, консультационную помощь.

На практике же в качестве основного документа государственной поддержки малого бизнеса там приводятся Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации от… 2001 года, последняя конференция по малому предпринимательству датируется мартом 2007 года, а вся статистика ограничивается данными за 2004 год. А ведь кто-то получает за поддержку этого сайта бюджетные деньги.

3Главным же тормозом развития малого инновационного бизнеса является разобщенность действий государства, науки и бизнеса.

Сегодня ответственность за его развитие распределена между четырьмя ведомствами, каждое из которых ограничено узким кругом вопросов.

Министерство образования и науки занимается инициированием инновационных проектов, управление фондом РИФИКТ находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций. Часть работы осуществляет Минэкономразвития, которое отвечает за РВК, а конкретными предприятиями управляет Министерство промышленности. Несогласованность их действий и отсутствие единой законодательной базы резко снижают эффективность работы, считают эксперты.

По мнению участников Всероссийского форума, при Кабинете министров должен быть создан специальный орган, который бы координировал деятельность всех участников этого сложнейшего процесса и стал вершиной треугольника успеха, сторонами которого станут держава, наука и бизнес.