1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5114

Концентрированный дефицит

Отечественная сырьевая база не успевает за потребностями отрасли

Зависимость многих производств отечественной пищевой промышленности от импортного сырья является одной из самых сложно разрешимых проблем экономики. Растущие объемы производства продуктов питания, с одной стороны и во многом загубленное в годы реформ сельское хозяйство – с другой, лишь усугубляют ситуацию. К сожалению, не является исключением и производство соков в России, построенное почти полностью на импортных соковых концентратах.

 

Жизнь дорожает

Резкое подорожание продуктов питания во всем мире осенью прошлого года не оставило в стороне и соковую отрасль: в 2007 году цены здесь выросли на 40%, за последние же два года они утроились. Менеджер по маркетингу компании «СИГ Комбиблок» Нана Рубина связывает это, в первую очередь, с подорожанием апельсинового концентрата. «В последние 3 года ураганы нанесли существенный ущерб плантациям шт. Флорида (США), второго по величине производителя апельсинов в мире. Впервые за 10 лет североамериканская пищевая промышленность была вынуждена импортировать концентрат апельсинового сока».

 

Это означает, что для нашего рынка остается пока один поставщик апельсинового концентрата - бразильский. А в Бразилии прошла консолидация крупных игроков, и теперь поставщики удерживают цену на высоком уровне. «Раньше было так - урожай собрали, назначили цену, а к новому урожаю цена снижается. Сейчас этого тренда нет - цена постоянно стоит на высокой отметке», - резюмирует Нана Рубина. Новые массовые поставки сырья можно ожидать только от китайского рынка, но апельсиновые деревья в Китае еще не набрали силу, и у плодов пока нет нужных качественных характеристик. Эксперты отрасли говорят, что цены на концентрат апельсинового сока достигли рекордного уровня и будут расти дальше. В прошлом году цена выросла с 1,6 тыс. долларов до 3 тыс. долларов за тонну апельсинового концентрата. Сюда же можно добавить тот факт, что в Венгрии и Польше был неурожай яблок. Поэтому постоянно растущие цены на сырье для производства соков специалисты расценивают как долгосрочную тенденцию.

 

Загубленные сады

В этой ситуации выходом могло бы стать более широкое использование в производстве соков отечественных концентратов, однако здесь не все так просто. И хотя отечественные сокопроизводители заинтересованы в покупке отечественного сырья, предложение на рынке пока слишком маленькое. При использовании российского концентрата компании могут существенно снизить транспортные расходы, что сказывается на цене конечного продукта. Именно потому, что логистическое колено в России больше, чем в Европе, у нас выше и цены на соковую продукцию.

 

В 1990 году в России было произведено 555 млн литров соков (исключая межреспубликанский обмен и импорт), а потребление составляло менее 4 литров на душу населения. Тогда производились только соки прямого отжима и разливались в стеклянные банки. Кроме этого, качество «советских» соков не соответствовало международным стандартам – для их производства часто использовалось уже подгнившее сырье, тогда как высококачественные фрукты шли на продажу в овощные магазины. Для производства же концентрированных соков, напротив, применяется лишь высококачественное сырье. Как подчеркивают специалисты, для их изготовления годится не любое яблоко и не любой томат, поскольку есть свои требования по химическому составу, кислотности и т.д.

 

Производство собственно концентрированных соков у нас в стране началось лишь с 1991 года. В 1989 году правительством было принято решение о закупке оборудования для переработки яблок, которых было очень много и они пропадали – в то же время в Западной Европе тогда был большой спрос на сырье для производства яблочных соков. Именно тогда и была разработана программа «Яблоко» и завод «Унипектин» выиграл тендер на создание новых перерабатывающих фабрик в Кубани, Грузии, Казахстане, Молдове и Литве. Естественно, после распада СССР, большая часть этих заводов России уже не принадлежит. Коммерческий директор группы компаний «Росконценрат» Лариса Вещунова оценивает сегодня общую потребность российского рынка в яблочном концентрате 120-130 тыс. тонн в год. По этому виду сырья ситуация у нас самая благоприятная и мы можем произвести до 30% потребности рынка. «Вспоминается конец 1980-х годов, когда яблок было просто некуда девать. Сейчас ситуация изменилась – во времена реформ большинство садов было загублено и сегодня сырья катастрофически не хватает», - говорит Л. Вещунова. Однако, если бы яблок и было бы больше, все равно, у нас недостаточно производственных мощностей для их переработки, равно как и квалифицированных кадров.

 

Колоссальный рост объема производства соков, переход на новые технологии - восстановленного сока и разоренное в годы перестройки сельское хозяйство привели к тому, что на сегодня в России используется лишь 15% отечественного сырья для производства соков, все остальное – импорт. Помимо этого, мы – северная страна и в силу климатических условий, можем производить лишь яблочный, сливовый и томатный концентраты. На сегодня в России есть компании, производящие соковые концентраты, стоимость которых может оказаться более низкой по сравнению с импортными концентратами.

 

Производители соков отмечают, что из 1 литра сокового концентрата можно изготовить 5 литров сока. И если общий объем продаж соков в России составляет где-то 2,6-3 млрд литров в год, то по примерным подсчетам у нас ежегодно потребляется 500-600 млн литров сокового концентрата. Другой негативный фактор – сезонные колебания при сборе урожая. Так, 2007 год был урожайным и все яблоки были переработаны, а в 2006 году яблок было очень мало. Кроме этого, в условиях российского климата можно успешно выращивать лишь кислые сорта яблок. Но для производства соков всегда используется купаж кислых и сладких плодов. По этому концентрат сладкого яблока приходится импортировать из Молдавии, Узбекистана, Китая и Украины.

 

Возрождение садов в России идет очень медленно. Начальник пресс-службы ОАО "Сады Придонья" Светлана Топилина критикует существующие планы по закладке новых садов: «Это не те масштабы, которые смогли бы снять проблему дефицита яблок. При этом необходимо учитывать, что инвестиции в садоводство изначально высоки (закладка 1 га интенсивного сада на 1500 деревьев обходится в 500 000 рублей. 100 га – это уже 50 млн.), а окупаемость отсрочена на годы. Естественно, всерьез этим мало кто хочет заниматься». По словам пресс-секретаря ОАО «Вимм-Билль-Данн – Продукты питания» Антона Сарайкина, компания «Вимм-Билль-Данн» имеет свои собственные яблоневые сады в Курске, «где мы сами контролируем весь процесс – выращивание яблок и изготовление из них сокового концентрата высокого качества. Конечно, этих объемов не хватает, и мы увеличиваем площади под садами. Но это длительный процесс, ведь должно пройти несколько лет, прежде чем яблони начинают плодоносить в полную силу».

 

Что касается других плодов для производства соковых концентратов, то здесь ситуация выглядит еще хуже. Персика в России очень мало, его много в Узбекистане, однако там собираются плоды плохого качества. То же самое и с томатами – томатный концентрат мы экспортируем из Турции, Китая и Узбекистана. Не лучше обстоит дело и с вишней, черной смородиной, малиной, виноградом, грушей и сливой. К примеру, та слива, которая нужна для изготовления концентрата, в России практически отсутствует. У нас растет по большей части алыча, а потребитель предпочитает сливу красного цвета.

 

По мнению специалистов, отечественная сырьевая база просто не успевает развиваться соответственно потребностям стремительно растущего производства соков и нектаров. Отрадно лишь то, что ситуация все же медленно меняется к лучшему. Так, сегодня на рынке отчетливо прослеживаются две тенденции:

  • крупнейшие компании покупают заводы, производящие соковые концентраты - «Вимм-Билль-Данн» приобрел ЗАО «Депсона», а «Лебедянский» - завод «Прогресс». Это делается для того, чтобы стабильно обеспечивать свое производство более дешевым отечественным сырьем;
  • другая тенденция – компании, изначально специализировавшиеся на производстве концентратов, сами начинают выпуск готовой соковой продукции («Интерагросистемы», «Сады Придонья»).

 

 

И если в 1991-95 годах весь российский соковый концентрат шел на экспорт – преимущественно в Германию, то после появления в 1995 году первой крупной компании «Вимм-Билль-Данн» началось активное потребление концентратов внутри страны. Компании-производители соков стали из экономических соображений переходить на отечественное сырье и сейчас вопрос об экспорте российских концентратов просто не ставится – самим не хватает.

 

Основные производители сокового концентрата в России

 

Группа компаний «Росконцентрат» - Белгородская обл., Тамбовская обл., Краснодарский край

 

ООО «Интерагросистемы» - Кранодарский край

 

ООО «Спартан-Концентрат» - Воронежская обл.

 

ОАО «Сады Придонья» - Волгоградская обл., Саратовская обл.

 

Завод «Прогресс» - Липецкая обл.

 

ЗАО «Депсона» - Тульская обл.

 

Завод «Амтел-сок» - Брянская обл.

 

 

Объем рынка соков

Объем российского рынка соков составляет 2,6 млрд литров. Ежегодно он растет на 270-320 млн долларов США, что соответствует 300 млн литров в натуральном выражении. При этом 1/3 объема продаж соков приходится на Москву, а 1/2 на Центральный регион.

 

85% сокового рынка России делят между собой четыре крупнейших игрока: "Лебедянский" ("Я", "Фруктовый сад", "Тонус") в 2006 году произвел 781 млн л соков и сокосодержащих напитков; принадлежащая Coca-Cola компания "Мултон" ("Добрый", Rich, Nico) - 575 млн л; "Нидан Соки" (Caprice, "Моя семья", "Сокос", "Чемпион", "Да!") - 440 млн л. Примерно столько же произведено на заводах компании "Вимм-Билль-Данн" (Rio Grande, J7, 100% Gold, "Любимый сад"). Сегодня российский рынок занимает третье место в мире по объемам выпускаемой продукции (после США и Германии).