Патентный поверенный по закону

| статьи | печать
На рассмотрение в Госдуму внесен разработанный в соответствии с частью IV Гражданского кодекса РФ законопроект «О патентных поверенных». О том, что и как он будет регулировать, рассказывает Ольга РУЗАКОВА, ведущий советник Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы.

 

Часть IV Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2008 г., определяет отдельные требования к правовому статусу патентного поверенного. Согласно п. 3 ст. 1247 ГК РФ в качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на ее территории. Другие требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, могут быть установлены только законом. Именно поэтому Минобрнауки РФ с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработало соответствующий законопроект «О патентных поверенных». Следует отметить, что в настоящее время данные вопросы регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.02.93 № 122 «Об утверждении Положения о патентных поверенных» (далее — Положение).

Разработанный законопроект направлен на определение требований к патентному поверенному, порядка его аттестации и регистрации, а также правомочия патентного поверенного в отношении ведения дел.

Нужно сказать, что в законопроекте сохранена преемственность по отношению к действующему Положению. В частности, в требованиях, предъявляемых к гражданам РФ, желающим стать патентными поверенными, сохранены все требования, действующие в настоящий момент в силу вышеназванного Положения. А вот на что следует обратить внимание, так это на то, что в законопроекте предусматривается четкая специализация патентных поверенных по 5 направлениям:

  • изобретения и полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем.

В связи с этим требуемый 4-летний опыт работы будет определяться тоже как специализированный, а именно по той специализации, применительно к которой лицо желает быть аттестованным и зарегистрированным в качестве патентного поверенного. И еще одна особенность: этот опыт будет определяться только с момента окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию.

Кроме того, законопроект сохраняет возможность патентному поверенному осуществлять свою деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой или по найму, и в принципе мало что меняет в отношении аттестации и регистрации патентных поверенных, контроля за их деятельностью.

Законопроект предусматривает ряд новелл по сравнению с ныне действующим Положением, в частности:

  • уточнены и более четко сформулированы требования, соблюдение которых необходимо для аттестации и регистрации гражданина в качестве патентного поверенного. Эти требования разграничены по сравнению с Положением;
  • установлена возможность для аттестации в качестве патентных поверенных государственных служащих и лиц, приравненных к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также работников государственных организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
  • определены требования к форме доверенности на ведение патентным поверенным дел и порядок взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти;
  • установлены требования к юридическим лицам, которые вправе заключать с заинтересованными лицами возмездные договоры, содержащие поручения по делам, связанным с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Так, юридическое лицо, которое намерено заключить с заявителем, правообладателем или иным заинтересованным лицом возмездный договор, содержащий условия о соответствующем поручении, по делам, связанным с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, обязано: иметь в штате не менее 2 лиц, соответствующих требованиям, предъявляемым к патентным поверенным; обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе исполнения договора; сообщать заказчику о невозможности исполнения своих обязательств по договору вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению договора; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе исполнения договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • определена специализация при сдаче патентными поверенными квалификационного экзамена;
  • уточнены права и обязанности патентного поверенного, меры ответственности патентного поверенного в случае нарушений. В качестве таких мер названы предупреждение, приостановление деятельности патентного поверенного с направлением на сдачу квалификационного экзамена. При этом деятельность патентного поверенного приостанавливается до принятия квалификационной комиссией решения об аттестации по результатам квалификационного экзамена и о возобновлении его деятельности; исключение патентного поверенного из Реестра сроком на 1 год с возможностью последующего восстановления по результатам аттестации; исключение патентного поверенного из Реестра на срок свыше 1 года, определяемый решением апелляционной комиссии или суда, с возможностью последующего восстановления по результатам аттестации;
  • более подробно определено право патентных поверенных на создание общественных объединений и участие в них;
  • урегулированы последствия поступления патентного поверенного на государственную службу, а также на работу в государственные учреждения (организации), находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также прекращения деятельности патентного поверенного или реорганизации, ликвидации юридического лица, с которым патентный поверенный заключил трудовой договор;
  • конкретизированы последствия смерти или ликвидации доверителя, интересы которого представлял патентный поверенный;
  • весьма подробно определен порядок прохождения аттестации кандидатов в патентные поверенные, порядок и условия регистрации, а также публикации сведений о регистрации;
  • четко разграничены основания исключения из Реестра федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности сведений о патентном поверенном по решению квалификационной комиссии, по решению апелляционной комиссии, по решению суда и другие.

 

МНЕНИЕ РЕДАКЦИИ

Год с небольшим у Минобрнауки ушел на то, чтобы разработать данный законопроект и согласовать его с заинтересованными министерствами. Срок, на наш взгляд, достаточный для подготовки качественного проекта, однако при его прочтении складывается совершенно иное впечатление.

Его качество, прямо скажем, оставляет желать лучшего.

Например, в нем в ст. 2 определен круг лиц, на которых он распространяется, в их число попали в том числе лица, права и интересы которых представляют патентные поверенные, а также юридические лица, заключившие трудовой договор с патентными поверенными. При чем здесь они, абсолютно непонятно. Ведь патентный поверенный — это гражданин, удовлетворяющий определенным требованиям, предусмотренным законом, и прошедший соответствующую про- цедуру регистрации. Лица, права и интересы которых защищают патентные поверенные, никакого отношения к ним не имеют, кроме договорных конечно, а они уже регулируются совершенно другими законодательными актами.

Это же касается и юридических лиц. В данной статье четко сказано, что он распространяется на всех юридических лиц, с которыми патентные поверенные заключают трудовые договоры. А из ст. 4 законопроекта следует, что речь идет о тех юридических лицах, которые собираются оказывать услуги в области защиты интеллектуальной собственности третьим лицам, то есть зарабатывать на этом деньги.

В результате возникает вопрос: так на кого все-таки должен распространяться закон о патентных поверенных с учетом того, что в тексте законопроекта больше никаких норм в отношении перечисленных групп лиц не установлено?

Если было желание каким-то образом предъявить дополнительные требования к юридическим лицам, оказывающим услуги в области защиты интеллектуальной собственности, то зачем нужно было вносить нормы в закон, который по большому счету вообще к ним не имеет отношения. Это можно было урегулировать на уровне Гражданского кодекса или Закона о лицензировании отдельных видов деятельности либо отдать это на откуп саморегулирования. А может, вообще имеет смысл принять самостоятельный закон о деятельности в области защиты интеллектуальной собственности и там прописать все дополнительные требования к соответствующим юридическим лицам по образу и подобию Закона об аудиторской деятельности.

Кроме того, совершенно не понятно, зачем федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности нужно отслеживать общественный путь каждого патентного поверенного. Законопроект обязывает уполномоченный орган созданной поверенными общественной организации (ассоциации) в месячный срок уведомить соответствующий орган о ее создании и персональном составе с целью внесения этой информации в реестр по каждому поверенному. Не говоря уже о трате бюджетных денег на публикацию об этом в официальном печатном издании.

Если федеральному органу так интересно, в какой ассоциации состоит патентный поверенный, то почему его не волнуют вопросы его места работы, ведь обязанности уведомлять орган власти о заключении трудового контракта с патентным поверенным для юридического лица не предусмотрено.

Вызывает вопросы и пункт, предусматривающий обязанность патентного поверенного отказаться от выполнения поручения, в случае если в федеральном органе рассмотрение дела осуществляется работником, с которым или с непосредственным руководителем которого патентный поверенный находится в родственных отношениях (супруги, родители, дети). А где братья, сестры, дяди, тети?..

И таких моментов в данном проекте много. Конечно же в оправдание можно сказать, что над проектом еще предстоит работа в 3 чтениях в недрах Госдумы. И уповать на то, что работа профильных комитетов Госдумы приведет законопроект в порядок. Но удивляет подход министерств и ведомств к разработке проектов, особенно после чтения таких согласованных законопроектов, о которых нужно серьезно говорить.