Ребрендинг, который объединяет

| статьи | печать

Российская платежная система «Сберкарт» завершила ребрендинг, сменив название на «Объединенную российскую платежную систему» (ОРПС). Судя по всему, на базе ОРПС в России будет строиться федеральная национальная платежная система. Тем более что участниками системы станут 2 крупнейших российских банка, занимающих лидирующие позиции на финансовом рынке.

Долгое время лавры создателей China Union Pay* не давали спать многим российским участникам рынка банковских карт. И вот идея создания единой национальной платежной системы (ЕНПС) сегодня как никогда близка к воплощению в жизнь. Напомним, что главная цель проекта ЕНПС заключается в создании устойчивой и унифицированной системы безналичных расчетов с использованием единого типа пластиковых карточек на всей территории России. Ведь известно, что более 97% транзакций с картами на сегодняшний день проводятся внутри страны, и значительная их часть осуществляется в национальной валюте. По мнению Центробанка, сотрудничество с международными платежными системами российским банкам невыгодно, ведь для обеспечения расчетов через данную систему они обязаны размещать депозиты в зарубежных банках, что, в свою очередь, влияет на ликвидность отечественных кредитных структур.

Не так давно российская платежная система «Сберкарт» завершила ребрендинг, сменив название на длинное, но совершенно абстрагированное от лейбла ведущего банка страны. Теперь она будет называться «Объединенная российская платежная система». Об этом сообщил президент ЗАО «Сберкарта» Александр Капустин, уточнив, что название самой компании будет изменено только в начале 2009 г., тогда как межбанковская платежная система стала работать под брендом ОРПС уже с середины июня 2008 г.

«Сберкарт» наряду с такими «местными» платежными системами, как «Золотая Корона» и NCC-Union Card, уже довольно длительное время с переменным успехом конкурирует в России с монстрами рынка — Visa и MasterCard. Кстати, «иностранцы» контролируют более 80% российского рынка банковских карт, а на долю «Сберкарты» и «Золотой Короны» в совокупности приходится чуть более 10% рынка отечественного пластика.

Российская платежная система «Сберкарт» была создана в 2005 г. на базе платежной системы Сбербанка и в настоящее время объединяет 17 кредитных структур. Но злые языки долго не без оснований называли «Сберкарту» карманной платежной системой главной «народной копилки» отчасти потому, что представительство в ней крупных кредитных структур было более чем скромным. Так, из крупнейших банков страны помимо самого Сбербанка в систему входят Транскредитбанк и Промсвязьбанк.

 

СПРАВКА

По данным на конец мая 2008 г., за все время работы объем эмиссии карт в системе превысил 3,2 млн штук. К примеру, за тот же период количество эмитированных в России карт Visa составило 36 млн штук. Тем не менее операции по обслуживанию «Сберкарт» проводятся в более чем 9 тыс. пунктах выдачи наличных, 8,5 тыс. банкоматах, оплата товаров и услуг осуществляется в 20 тыс. предприятиях торговли и сферы обслуживания в 65 регионах РФ.

 

Для небольших региональных банков участие в «Сберкарт» зачастую единственная возможность приобщить своих клиентов, например, через зарплатные проекты к миру банковских карт. Не секрет, что членство в национальной платежной системе стоит чуть более 3 тыс. долл., тогда как за принадлежность к мировому бренду банку придется выложить в десятки раз больше.

Несмотря на это, именно локальный характер «Сберкарты» и наличие в логотипе наименования «Сбер» долгое время отпугивали многих потенциальных клиентов, предпочитавших иметь дело с Visa и MasterCard. Ранее свою заинтересованность в участии в национальной системе высказывали руководители второго по величине банка страны — ВТБ. Однако, по понятным причинам, Внешторгбанк принципиально не хотел «играть в карты» под чужим брендом. То же можно сказать и о других кандидатах на вступление. Поэтому еще осенью 2007 г. руководство системы объявило о ребрендинге, для того чтобы «привести название в соответствие духу и задачам российской межбанковской платежной системы».

Как заявил А. Капустин, на сегодняшний день готовы подписать соглашения о вступлении в систему порядка 30 банков. И что самое важное — похоже, что обновленная система заполучит-таки в состав участников ВТБ. Не так давно глава Сбербанка Герман Греф сообщил, что достигнута принципиальная договоренность об участии ВТБ в «Объединенной российской платежной системе». Между тем именно ВТБ в состоянии не только значительно расширить клиентскую базу ОРПС, но и вывести бренд на международный уровень. Как известно, группа ВТБ по сравнению с другими банками более активно представлена за рубежом.

Не стоит сомневаться в том, что уже в самое ближайшее время ОРПС станет лидером рынка банковского пластика среди отечественных ПС (в настоящее время «Сберкарт» в этой номинации занимает только 2-е место). А вот дальнейшее развитие этого направления во многом зависит, как это ни странно, от политической воли руководства страны и его желания создать национальную систему не только по названию, но и по сути.