1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1191

Прописан конец отчуждению

Прописан конец отчуждению

Вот ведь как все закрутилось. Еще недавно только и слышно было про отчуждение между властью и бизнесом, а дело уже дошло до льготного отчуждения государственной и муниципальной недвижимости в пользу малого и среднего предпринимательства. Имеется в виду принятый на днях Госдумой в третьем чтении соответствующий Федеральный закон. В день выхода этого номера из печати его должны утвердить и сенаторы, и кто бы сомневался, что не утвердят. В общем, нынче есть редкая для передовицы возможность не ругаться, а просто порадовать читателей. Попробуем…

 

Название у Закона длиннющее, но стоящее полного цитирования: «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Да-да, это тот самый Закон, принять который так долго уговаривали заступники перед властью малого и среднего бизнеса. Дожали! Правда, когда еще законопроект поступил в Думу, в его названии фигурировали субъекты малого предпринимательства и производственные организации инвалидов. Но в результате все равно никого не обидели: ясно же, что плохо со здоровьем, в смысле возможностей выкупа арендуемой недвижимости на конкурсах и аукционах, было у всех, кроме крупного бизнеса, а производственные организации инвалидов — сплошь малый да средний бизнес.

Словом, дождались. Выкупать хотя и придется по рыночной цене, зато без всяких состязаний толщиной кошелька и не обязательно сразу — можно в рассрочку, можно и раньше срока.

Дождались светлых дней, конечно, не все малые и средние арендаторы. Преимущественное право выкупить имущество не дали субъектам, обозначенным в ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ» (а там кредитные организации, страховщики (кроме потребительских кооперативов), инвестфонды, НПФ, проф-участники фондового рынка, ломбарды, участники СРП, игорный бизнес, нерезиденты), а нынешним Законом к ним добавили субъекты, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые, за исключением общераспространенных.

Но это не все. Чтобы получить преимущественное право выкупа, надо арендовать имущество не меньше 3 лет до дня вступления этого Закона в силу, исправно платить за аренду в течение всего названного срока, площадь арендуемой недвижимости не должна превышать предела, установленного законами субъектов РФ, наконец, имущество не должно числиться в перечне, утвержденном согласно ч. 4 ст. 18 уже названного Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Однако и хозяевам такого имущества новый Закон выставляет немало условий, чтобы все было по-честному и во благо средних да малых арендаторов. Так, орган госвласти, которому вменена приватизация государственной или муниципальной собственности, в течение 10 дней после принятия решения о продаже недвижимости должен обрадовать ее арендатора копией этого решения, предложением заключить договор купли-продажи, приложить его проект и проект договора о залоге реализуемого имущества.

Если означенный орган почему-либо будет помалкивать, арендатор после 3 месяцев действия Закона может сам потревожить власть заявлением о желании реализовать свое преимущественное право на выкуп недвижимости, после чего орган обязан либо по конкретным этапам и в конкретные сроки удовлетворить чаяния заявителя, либо мотивированно отказать. Последнее слово, как водится, за судом.

Короче, все «телодвижения» сторон в этом процессе прописаны правами, условиями, сроками. Все четко. Еще один штрих в подтверждение. Если власти субъектов Федерации замешкаются и после 3 месяцев вступления Закона в силу не установят у себя предельные значения площади арендуемых помещений и сроки рассрочки их выкупа, то им придется согласиться, что это 500 кв. м и 5 лет соответственно.

Словом, полная виктория. Малому и среднему бизнесу спешно накрывают большой праздничный стол. Вот что, правда, несколько портит триумфальное настроение. Проект этого Закона объявился в Госдуме ровно 3 года назад, в июле 2005-го, и появился-то в первую голову потому, что с 2006 г. вступала в силу новая редакция ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». А в ней предписывалось до 1 января 2009 г. распродать согласно приватизационному законодательству (через те самые конкурсы и аукционы) все «коммерческое» муниципальное имущество. Кстати, задачу эту никто не отменил, в названном Законе она стоит как стояла — уложиться до 1 января. Меж тем осталось меньше полугода…

Теперь вот некоторые скептики уныло говорят, что за последние 2,5 года непрофильную для гос- и муниципального управления недвижимость так отчуждали, что для праздничного стола малому и среднему бизнесу от нее осталось несколько коврижек и корочек.

Жаль, если оно так и по-настоящему попировать не получится. Унывать, однако, тоже не надо. Вон на подходе еще пакетик законопроектов с заботой о малом и среднем бизнесе. Глядишь, если не недвижимостью, так сокращением проверок и прочего отчуждения между властью и бизнесом компенсируют…