Тонкая настройка трудового капитала

| статьи | печать

Численность экономически активных россиян за последний год увеличилась лишь на 219 тыс. человек, или на 0,4%. Раньше количество граждан, ежегодно пополнявших ряды тружеников, было в 5 раз больше! Для российских предприятий наступает время поиска новых подходов к проблеме нехватки трудовых ресурсов и выработки современной кадровой политики. 

По данным Росстата, число экономически активных людей в возрасте от 15 до 72 лет по состоянию на февраль нынешнего года равнялось 74,8 млн человек, или 66,8% общего количества населения этого возраста.

За год количество тружеников увеличилось только на 219 тыс. человек, или на 0,4%. В предыдущие же годы численность россиян, ежегодно вливавшихся в ряды людей труда, была значительно больше. Так, с февраля 2004-го по второй месяц 2007 года занятость выросла на 3,7 млн человек, то есть прибавка составляла более 1 млн граждан в год.

Хуже всего то, что сокращение роста численности экономически активных людей происходит на фоне ускорения темпов роста ВВП — до 8,1% в 2007 году. В результате возникают ножницы между двумя показателями, критически важными для успешного развития экономики, — потребностью в рабочей силе и предложением на рынке труда.

Время дешевой рабочей силы, выступавшей в роли конкурентного преимущества предприятий, безвозвратно уходит в прошлое. Уже сегодня ключевым ресурсом развития и самой острой проблемой, как показали исследования российского бизнеса (РСПП, «Деловая Россия»), становятся квалифицированные кадры.

Российским компаниям предстоит по-новому посмотреть на проблему трудовых ресурсов и выработать кадровую политику, основанную на тонкой настройке человеческого капитала. На всех уровнях управления должны работать сотрудники, умеющие не только воспринимать инновации, но и творчески генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Чтобы создать такой кадровый потенциал, прежде всего пора начать готовить сотрудников для своего предприятия со студенческой скамьи. Наиболее прозорливые топ-менеджеры уже сейчас налаживают отношения с вузами, предоставляют стипендии способным студентам или даже берут на себя оплату их обучения.

Однако пока это лишь отдельные случаи, а не система. Здесь необходимы совместные усилия бизнеса и государства, при которых законодательно закрепляются права и обязанности всех субъектов образовательного процесса: державы, институтов, студентов и заинтересованных компаний.

Следующая ступень настройки человеческого капитала — создание системы непрерывного повышения квалификации работников. Сегодня многие корпорации восстанавливают отраслевые системы профессиональной подготовки, которые раньше находились в ведении министерств.

Но и тут нельзя обойтись без поддержки государства, которое может взять на себя хотя бы часть расходов на повышение квалификации сотрудников в тех секторах экономики, где преобладают средние и малые фирмы. Им просто не по карману содержать корпоративные учебные центры.

Третий элемент новой кадровой политики — создание трудовой мотивации работников. Даже если на предприятии есть квалифицированные трудовые ресурсы, необходима внутренняя движущая сила, стимулирующая их к наиболее полному использованию своего потенциала.

В СССР была сформирована трудовая культура, основанная на внеэкономической мотивации. Сейчас, наоборот, люди работают только за деньги. Однако такая материальная мотивация зачастую оказывается недостаточной. Бизнесу нужно активнее привлекать профессиональных психологов, которые могут разрабатывать специальные методики мотивации сотрудников с использованием особенностей коллективных отношений, формированием чувства лояльности к своей фирме.

Отечественным предпринимателям придется разрабатывать долгосрочные стратегии кадровой политики. Воспроизводство трудовых ресурсов гораздо более длинный процесс, чем воспроизводство продукции, смена инвестиционных циклов и даже технологий. Многие расходы дадут ощутимый результат лишь спустя длительное время.

Пренебрежение новыми реалиями на рынке труда неизбежно обернется поражением в конкурентной борьбе за лидерство на современных товарных рынках, особенно продукции с интеллектуальной составляющей. И придется, как писал поэт, «третьему ползти на запасные пути…».