1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Что посеешь...

У министра сельского хозяйства Алексея Гордеева случился очередной триумф. Только он попугал сограждан потерей продовольственной безопасности, как правительство моментально достало из своих кабинетных тайничков целый ворох указов, обеспечивающих нашему селянину отныне и во веки веков спокойную и счастливую жизнь. Ой ли…

На днях премьер Фрадков подписал ряд постановлений о поддержке отечественного агропрома. Тут и субсидии по кредитам для сельхозпроизводителей, в число которых на сей раз попали и личные подсобные хозяйства, и фермеры (кстати, обеспечивающие свыше 50% валового продукта в АПК), и компенсация из федеральной казны 95% ставки по займам, полученным в сельхозкооперативах. Да и долгожданный законопроект «О развитии сельского хозяйства» в конце февраля должен поступить в Госдуму.

Самое время.

Несмотря на некоторый рост производства сельхозпродукции, мы не в состоянии обеспечить свой внутренний продовольственный рынок. Так что к словам главы Минсельхоза о том, что объем поступающего импортного продовольствия уже превысил все допустимые пороги безопасности, стоит отнестись серьезно.

Объем продукции сельского хозяйства в 2005 г. в действующих ценах составил 1501 млрд руб., что всего на 2% выше, чем в 2004 г. При этом импорт в прошлом году вырос на 25%. Получается, темпы роста импорта сельхозпродукции в 10 с лишним раз превышают темпы внутреннего производства.

В итоге доля импорта на нашем продовольственном рынке превысила 33%. На всю эту заморскую всячину страна ежегодно тратит свыше 12 млрд дол. Сумма, о которой отечественный сельхозпроизводитель и не мечтает.

Сейчас доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет 4% от их общего объема в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г. Неудивительно, что темпы роста АПК отстают от темпов экономики, более трети сельхозпредприятий являются убыточными, а за чертой бедности живет более 50% сельского населения.

Выходит, что правительство взяло на себя достаточно скромные обязательства. Сумма ожидаемых дотаций на сельское хозяйство в этом году — 70 млрд руб. (около 2,5 млрд дол.), то есть всего на треть больше, чем израсходовано в прошлом.

Для сравнения: в США государственные инвестиции в сельское хозяйство превышают 25 млрд дол., в Европе — 60 млрд, в Беларуси — 1,5 млрд, при том что площадь пахотных земель в последней в 20 раз меньше, чем в России.

В итоге, если верить заявленным в нацпроекте показателям, например, по молоку и мясу в ближайшие четыре года мы сумеем достичь роста на 4,5 и 7% соответственно.

Перспектива явно не соответствует проблеме: потеснить импорт такими темпами не получится. Да Гордеев и не скрывает, что «если сравнивать объем финансирования национального проекта с той поддержкой села, которая была в советское время, или с поддержкой, оказываемой развитыми западными странами, становится ясно, что это не те деньги, которые в короткий срок могут решить все проблемы».

Показательно, что квоты на импортные поставки будут расти. Скажем, согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2005 № 732 квотируемый ввоз свинины в Россию в 2006—2009 гг. вырастет с 476,1 до 502,2 тыс. тонн, мяса КРС — с 27,8 до 29,5 тыс., птицы — с 1130,8 до 1252 тыс. тонн. И это несмотря на рост отечественного птицеводства и наметившуюся тенденцию подъема свиноводства.

Отчасти это оправдано растущим спросом. Хотя по уровню потребления сельхозпродукции мы пока далеки до дореформенного периода, однако вместе с ростом доходов населения растет и спрос. Поэтому снижение квот автоматически приводит к росту цен на потребительском рынке.

В общем, правительство, прекрасно понимая, что создание аграрной политики — дело не одного года, как обычно, ограничивается полумерами. От него же требуется гораздо больше. Как минимум развитие таких ключевых элементов рынка, как биржи, прогнозируемые цены, серьезные государственные дотации, инвестиции в основные фонды. А пока существует неясность с ценами на ГСМ (да все ясно: вырастут они к весне процентов на 20), не будет решена проблема ценового диспаритета, все усилия вкупе с бюджетными дотациями пропадут втуне и ни о какой продовольственной безопасности страны даже говорить не придется.