Расти-расти, копилочка…

| статьи | печать

Непрекращающийся рост цен на «черное золото» опять прибавил оптимизма нашим финансистам. Чиновники явно перестраховались: сверстали федеральный бюджет исходя из ожидаемых доходов от нефти на уровне 40 долл. за баррель. Теперь прогноз главы Минфина — 51 долл.

При таком раскладе доходы бюджета, по оценкам экспертов, вырастут еще на 600 — 700 млрд руб. Если же баррель скакнет за отметку 55 дол., то и на все 900 млрд. С учетом того, что вся доходная часть бюджета-2006 составляет 5046,1 млрд руб., прибавка почти в триллион выглядит весьма существенным довеском. Если учитывать, что цена отсечения на три ближайших года установлена на уровне 27 дол., то правительству придется либо что-то делать с разбухающим Стабфондом, либо увеличивать госрасходы, что неминуемо еще больше разгонит инфляцию и укрепит рубль.

МЭРТ уже призвал Центробанк помочь нейтрализовать эффект от этих доходов, так как каждый дополнительный миллиард долларов способствует укреплению рубля, а каждый дополнительный доллар в цене на нефть принесет государству еще 3 млрд руб.

Таким образом, основной вопрос сегодняшней экономической политики: как потратить лишний триллион? На сей счет у правительства как минимум три решения.

  • Первое — положить в закрома. Будь то золотовалютные резервы ЦБ или пресловутый Стабфонд.
  • Второе — развивать инфраструктуру. То есть строить коммуникации, трубопроводы, порты, вкладывать в производство.
  • Третье — снижать налоговую нагрузку.

Копить деньги правительство умеет неплохо. В прошлом году резервы ЦБ выросли на 57,7 млрд, достигнув рекордной величины — 182,2 млрд дол. В январе 2006 года ЦБ обогатил закрома еще на 1,6%. Объем Стабфонда на конец года также увеличился и достиг 1460 млрд руб. При этом доходы казны превысили расходы почти на 43%, профицит составил 1536,8 млрд руб. В номинальном выражении расходы федерального бюджета выросли по сравнению с 2004 годом в 1,4 раза.

И это при том, что с февраля экспортные пошлины на нефть снизились с 179,6 до 160,8 дол. за тонну. В общем, для инвестиций, казалось бы, полный простор.

Тем не менее прошлогодние макроэкономические показатели на фоне растущих доходов страны от экспорта энергоресурсов выглядят не столь впечатляюще.

По данным МЭРТ, рост ВВП замедлился: с 7,2% в 2004-м до 6,4 в 2005-м. Начало стагнации в промышленности еще заметнее. В прошлом году рост производства зафиксирован на уровне 4%, тогда как в 2004-м превышал 7,3. Рост инвестиций в экономику также ниже пршлогоднего, а вот инфляция вместо запланированных 8,5% подросла до 10,9.

Почему при таких доходах мы развиваемся медленнее, чем могли бы?

На этот счет в правительстве нет единого мнения. Например, премьер Михаил Фрадков уверен, что как раз представился случай снизить налоговую нагрузку на реальный сектор. Ему оппонирует министр экономики Герман Греф, полагающий, что лучше бы направить допдоходы в инвестиционный фонд, из которого государство намерено финансировать стратегические проекты. В свою очередь, против обоих выступает глава Минфина Алексей Кудрин, пояснивший в одном из интервью, что «столь поспешное снижение НДС до 13% в ближайшие три года остановит тенденцию снижения инфляции, увеличит ее, чрезмерно укрепит рубль, создаст ситуацию бюджетного дефицита, который придется покрывать за счет средств Стабфонда РФ, что, в свою очередь, ухудшит макроэкономику».

По логике министра, через несколько лет опять придется поднимать налоги, а если еще упадут цены на нефть, то и до дефолта недалеко. По его расчетам, если стоимость барреля снизится до 27 дол., казна не доберет 2,5% ВВП. В итоге может повториться ситуация 1997 года, когда дефицит составлял 3% ВВП, а через год произошел дефолт. В лучшем случае к теме снижения НДС в Минфине планируют вернуться к 2009 году, да и то при условии стабильного экономического роста.

Таким же дестабилизирующим фактором Кудрин считает и рост госрасходов. По его мнению, прежде всего необходимо обуздать инфляцию и сдержать укрепление рубля, поскольку из-за этого происходит вытеснение российских производителей с внутреннего рынка. В прошлом году курс рубля вырос на 10%, экспорт машин и оборудования снизился на 7, а импорт, наоборот, вырос на 28%. Это рекордный показатель за последние годы. Проблема в том, считает глава Минфина, что правительство ослабляет свою финансовую политику, начинает тратить деньги, полученные в виде налогов от продажи нефти по высоким ценам, а Центробанк вынужден номинально укреплять рубль, чтобы сдержать инфляцию.

 

НАША СПРАВКА

НДС и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) обеспечивают свыше 70% поступлений в федеральный бюджет России. В 2005 г. из 2,6 трлн полученных налоговых доходов на долю НДС пришлось 38,4% (в абсолютном выражении 1,25 трлн руб., что в 1,4 раза больше, чем в 2004 г.), на долю НДПИ — 32% (854,5 млрд руб. — вдвое выше уровня 2004 г.).