1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 909

Как «прокормить» охранников? («Бухгалтерское приложение», № 30, 2008 г.)

Отвечает Иван Михайлов, эксперт

В соответствии с постановлением Правительства РФ охранники и электромонтеры должны ежегодно проходить медицинские освидетельствования, водительский состав автотранспорта проходит их периодически. Данные виды медицинских услуг являются платными, и предприятие вынуждено их оплачивать.

Также в соответствии с Приказом МВД РФ № 568 отдельные категории охранников проходят ежегодные проверки знаний, которые, в свою очередь, также являются платными.

Просим вас разъяснить, можно ли указанные расходы отнести к затратам при упрощенной системе налогообложения (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов)?

Работники, непосредственно обслуживающие объекты электроэнергетики, обязаны проходить медицинские осмотры (ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Медицинский осмотр обязателен также и для работников, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение, и для работников, управляющих транспортными средствами (п. 8, 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83).

Минфин России разрешил организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывать в расходах затраты на проведение обязательных медицинских осмотров как материальные расходы (Письмо Минфина России от 04.06.2007 № 03-11-04/2/157).

Чиновники обосновали свою позицию ссылками на подп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16 и подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно указанным нормам в состав материальных расходов «упрощенцев» включаются услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств.

При этом Минфин России обратил внимание на п. 2.1 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 129, в соответствии с которыми организация медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций отнесена к производственному контролю.

И хотя точка зрения Минфина России представляется весьма спорной, налогоплательщики могут ей воспользоваться. Соответственно ваша организация в данном случае может учесть в расходах для целей налогообложения затраты на проведение обязательных медицинских осмотров работников.

Что касается затрат на проведение периодических проверок частных охранников, которые предусмотрены Приказом МВД России от 15.07.2005 № 568 «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств», то их, на наш взгляд, можно отнести к расходам по подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и представлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.

Поскольку п. 15 Приказа МВД России от 15.07.2005 № 568 предусматривает, что в случае непрохождения работником повторной проверки принимается решение об аннулировании разрешения на хранение и ношение служебного оружия, проверка является обязательным мероприятием лицензирования.

Правда, из подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ следует, что речь идет все же о лицензировании самой организации, а не ее работников. Поэтому налоговые органы могут и не согласиться с таким подходом.

Затраты на проверку можно попытаться отнести к расходам и по подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Наверное, такую проверку с большим основанием, чем медицинский осмотр, можно отнести к контролю за соблюдением установленных технологических процессов.

Следует учитывать, однако, что, поскольку перечень расходов, учитываемых при налогообложении «упрощенцев», закрыт, будет нелегко отстоять свою позицию в случае возникновения спора с налоговыми органами.