«Иностранцы» в России

| статьи | печать

Как показали итоги 2005 года, россияне охотно покупают иномарки. И могли бы приобрести их еще больше, если бы многие автодилеры не испытали проблем с поставками. Это свидетельствует о повышении уровня доходов населения и, по мнению многих экспертов, о развитии в регионах системы кредитования. Но главный аргумент в пользу «иностранцев» – их качество и надежность. Отечественные автомобили по этим параметрам им проигрывают, а цены на них постоянно растут.

По сравнению с 2004 годом объем российского рынка легковых автомобилей в прошлом году увеличился на 15%. Так, в 2005 году было продано 575 тысяч новых иномарок, что превысило итоги 2004 года почти на 225 тысяч. Однако темпы роста несколько замедлились: с 80 до 62%.

В сводном рейтинге «иностранцев» по итогам продаж в 2005 году лидирует Hyundai. Второе место занимает Toyota, на третьем – Ford (см. табл. «Рейтинг продаж»).

Однако результаты, представленные дилерами и экспертами, не всегда совпадают, поскольку некоторые компании учитывают продажи и коммерческих автомобилей.

Так, компания Volkswagen (VW) объявила, что за прошедший год увеличила свои продажи в России на 57%, а без учета коммерческих – на 58,7%. Через дилерскую сеть (а это 42 компании, 13 из которых находятся в Москве) было продано 13 911 автомобилей. Из них 12 007 легковых и 1904 – коммерческих.

Наибольшей популярностью у россиян пользуется внедорожник VW Touareg (реализовано 3565 автомобилей, что на 87% больше 2004 года). На втором месте VW Passat (3108, прирост 27%).

Различны мнения и о самой продаваемой иномарке в России. По данным группы компаний «Рольф», ею стал седан Mitsubishi Lancer – 39 195 автомобилей.

Другие источники утверждают, что пальму первенства по продажам уже третий год подряд держит Ford Focus – 39 774 автомобиля. Но в российском представительстве Ford продажи Focus (седан, хетчбэк, универсал) суммировали с продажами компактвэна C-Max, который, как считают эксперты, относится к автомобилям другого класса.

Наиболее популярен Ford Focus всеволожской сборки в России благодаря умеренной цене. Было реализовано 39 774 машины двух поколений, а у дилеров уже имеется более 22 тысяч заказов.

Отчеты и доклады

Из 87 984 автомобилей марки Hyundai в 2005 году было реализовано 45 417 машин российской сборки, по сравнению с 2004 годом прирост составил 77%. Из Кореи было импортировано приблизительно столько же автомобилей – 42 567 (+70%). Лидер продаж – таганрогский Accent (32 741 шт.), а «российская» Sonata пятого поколения занимает четвертое место – 10 890 машин. Самые популярные «корейцы» – Getz (15 330) и семейство Elantra (11 940). Неплохо продавался кроссовер Tucson (5736) и компактвэн Matrix (4285). Новую Hyundai NF (Sonata шестого поколения) купили 547 россиян. Среди коммерческих – грузовичок Porter, сборку которого в Таганроге наладили в ушедшем году, разошелся тиражом 1786 экземпляров.

Среди всех продаж Toyota в 2005 году наибольшей популярностью пользовалась модель гольф-класса – Corolla – 22 442 машины. Продажи нового минивэна Corolla Verso составили 402 автомобиля, модели Camry и Avensis – соответственно

12 860 и 8612. Наибольший рост продаж среди внедорожников обеспечил Land Cruiser Prado (21% – 4449 машин). Не оплошали и RAV4 – 6335 автомобилей (+2,9%) и Land Cruiser – 5314 (+7%). Было продано и 224 микроавтобуса Hiace.

Компания Nissan Motor Co через сеть своих официальных дилеров реализовала 46 485 автомобилей, что на 63,4% больше, чем в 2004 году (28 436). Лидирует модель Nissan Almera. Таких автомобилей было продано 21 822 штуки (+69,8% к 2004 г.). Увеличились продажи и моделей Nissan Primera (9130 автомобилей, +20%) и паркетного внедорожника Nissan X-Trail (7420, в 2,2 раза выше показателя 2004 г.). Покупают россияне и другие модели: легковые Nissan Micra, Maxima QX, внедорожники Nissan Patrol, Terrano и Pathfinder, а также спортивное купе и родстер Nissan 350Z.

Наблюдается рост продаж легковых автомобилей Mercedes-Benz практически во всех классах (+26%). Этому, в частности, способствовало открытие собственных дилерских предприятий и салонов в разных городах страны.

Крупнейший официальный дилер Mercedes-Benz в России – компания «Авилон» – укрепил свои позиции как в продажах, так и в сервисном обслуживании. Годовой план продаж превышен на 40%, что способствовало увеличению доли московского рынка компании до 33%, а в некоторых сегментах – до 40. Сегодня компании принадлежит 25% рынка технического обслуживания.

BMW Group в России сохранил за собой лидирующие позиции в сегменте «премиум».

Российским клиентам было передано 6338 автомобилей BMW, 340 – MINI и 265 мотоциклов BMW, что свидетельствует о прочных позициях BMW во всех занимаемых сегментах рынка, стабильном объеме продаж, а также надежности их долгосрочной стратегии на нашем рынке.

Рекордсменом продаж стали седаны BMW третьей серии – 1470 автомобилей (+ 60,7%).

BMW Group активно расширяет дилерское представительство в России. В прошлом году уже открылось два центра в Екатеринбурге и Красноярске и планируется открытие салонов BMW и MINI, которые позволят концерну поставлять автомобили по всей России.

В прессе, как в зеркале

В немалой степени на предпочтения россиян оказали влияние СМИ. На страницах региональной и московской прессы наиболее заметны были 25 иномарок. Наибольшим вниманием прессы пользовался Mercedes.

К примеру, только за первое полугодие 2005 года региональная пресса упомянула эту марку в 2665 публикациях, чуть меньше уделила ей внимание московская пресса – 2530 упоминаний в различных статьях. И это все без учета рекламы. На втором месте по частоте упоминаемости ВMW – 1030 и 1920 публикаций соответственно. Замыкает рейтинг иномарок Saab – 85 упоминаний в региональной прессе и 225 – в московской.

Упоминаемость автомобильных марок в контексте терминов «бренд», «брендинг» в материалах российской прессы в 2004 – 2005 годах дает иную картину. Тут наиболее высокий пресс-индекс имеют Lexus (5,64%), Hyundai (4,2%) и Daewoo (4%).

Пресс-индекс – выраженное в процентах отношение числа публикаций, в которых иномарка упоминалась в том или ином контексте, к общему числу публикаций с ее упоминанием.

Компании-производители и автодилеры в России активной маркетинговой политикой внедряли в сознание своих потенциальных клиентов торговую марку. Например, в одном издании писали: «С 1988 г., когда японский автогигант впервые представил миру новый бренд, стремление Lexus к совершенству привело к тому, что автомобили этой марки стали славиться как самые надежные в мире».

Минимальные значения этого пресс-индекса у Mercedes и Honda. Они никак не ассоциируются у россиян с торговой маркой, а воспринимаются как нечто обычное, привычное, «народное».

Пресс-индекс по понятию «надежность» вывел в лидеры Mazda (4%). В октябре прошлого года пресса характеризовала модель так: «Mazda-6 успела завоевать более ста международных призов и почетных званий. Главные победы – звание самого надежного автомобиля 2005 года Германии».

Надежность – это такое свойство, которое можно проверить различными испытаниями. Так, в 2005 году модель Mazda-6 была отмечена дважды: в статистическом отчете о качестве Инспекции технического надзора в Германии (TUV) и в ежегодном рейтинге надежности немецкого автомобильного союза (ADAC), одной из самых многочисленных и влиятельных автомобильных организаций Европы. Британская компания Warranty Direct, которая страхует автомобили от поломок, составила свой рейтинг надежности из расчета количества страховых случаев на 100 застрахованных от поломок автомобилей. Изучив 30 тыс. автомобилей 27 мировых производителей с пробегом по 75 тыс. км, находящихся в эксплуатации от трех до четырех лет, эксперты отдали пальму первенства машине компании Mazda.

Самым безопасным автомобилем традиционно считается Volvo. Пресс-индекс упоминаемости этого автомобиля в контексте «безопасность» составляет 5,7%. Тут тоже наблюдается адекватное отражение в прессе деятельности шведского автопроизводителя, одно из основных стратегических направлений которого – обеспечение безопасности. Через своих представителей во всех странах компания постоянно информирует: «Volvo внедряет новую систему безопасности», «Volvo меняет подушки безопасности» и

т. д. Большое значение придает компания безопасности детей разного возраста. С этой целью специально разработаны фирменные средства, аналогов которым нет в автомобилестроении.

Безопасность как основной свой приоритет декларирует и Chrysler, но имеет самый низкий пресс-индекс – 1,4%. В связи с этим следует отметить работу маркетологов компаний. Благодаря их усилиям общественность через СМИ узнает о достижениях автопроизводителей и их дилеров.

Свою лепту вносит и реклама. Так, по данным TNS Gallup Adfact, за первое полугодие 2005 года в различных СМИ (ТВ, радио, пресса, «наружка») прошло всего 45 показов рекламы Chrysler, в то время как, например, Hyundai осуществила 3190 показов.

Volvo лидирует и по пресс-индексу (4,1%) в контексте терминов «комфорт», «комфортный», «комфортабельный» «эргономика», «эргономичный», «удобный». Меньше всех этот показатель у Toyota – всего 1,4%.

По данным региональной и московской прессы, среди подержанных автомобилей первенство принадлежит Opel – его пресс-индекс в контексте «вторичный рынок автомобилей» равен 9%. И это не случайно, так как сравнительно низкая цена, недорогие обслуживание и ремонт, неплохие потребительские качества – окупают подверженность кузова автомобиля коррозии в условиях российского климата.

Кроме того, например, модель Opel Astra оценивается в народе как надежный и неприхотливый автомобиль, с уютным салоном, приличным качеством сборки, хорошей плавностью хода. А модель Opel Astra II (1998–2004) вообще считается знатоками и умельцами «достойной для города, недорогой в обслуживании и неприхотливой». Более того, это транспортное средство на дороге ведет себя предсказуемо и уверенно. Как тут устоять, если соотношение цены и качества к тому же 8 к 10.

Лидер отечественных продаж 2005 года Hyundai первенствует и по пресс-индексу «дилер» и «автодилер» со значением более 11%. Минимальное его значение (2,1%) у Mercedes.

Сергей Ларин, директор компании «Борис Хоф», считает, что картина, представленная в прессе, объективно выглядит там, где параметр расценивается однозначно: «упоминаемость «иномарок» и «автодилеров». Позиционирование марок и соотношение Москва/регионы достаточно точно отвечают на два вопроса: любимый бренд (Mercedes, BMW) и популярная марка (Toyota, Ford). Упоминаемость автодилеров полностью соответствует размерам дилерской сети.

Для попадания марки в лидирующую группу может быть две причины.

1. В отчетном периоде у марки в этом сегменте произошли значительные изменения, которые и привлекли внимание прессы. В эту группу я бы включил Hyundai, Mazda, Renault и других «французов», которые с новыми и оригинальными моделями действительно смогли выйти на более высокий уровень.

2. Рассматриваемый критерий является ключевым для марки, именно на него делается ставка в раскручивании бренда, и потому он широко пиарится в прессе. Это Volvo и Lexus. Последняя марка единственная из молодых сумела занять серьезные позиции в сегменте premium. Поэтому ее лидирующее положение в таблице «Бренд» понятно. Остальные марки победили в соревновании с самими собой. Заслужили свою репутацию и не нуждаются в том, чтобы к ним в публикациях добавляли соответствующий параметр, – Mercedes, Toyota, VW, BMW – они давно являются брендами в массовом сознании, но тем не менее замыкают таблицу упоминаемости.

Кстати, в первую десятку всемирных брендов из всех перечисленных иномарок входят лишь Mercedes и BMW.

Рост числа проданных новых автомобилей иностранного производства, по мнению экспертов, в первую очередь связан с подъемом на российском рынке потребительского кредитования. По оценке аналитического агентства Ladaonline, за 2005 год банки выдали в России автокредиты не менее чем на 5 млрд долларов. Всего же, по данным PricewaterhouseCoopers, россияне в прошлом году потратили на покупку новых иномарок 12,4 млрд долларов.

Планы и прогнозы

По данным auto.mail.ru, компания «Северсталь-Авто» собирается в конце этого года начать производство в России сразу двух автомобилей марки Fiat – седана Albea и хетчбэка Palio. Объем выпуска составит около 30 тыс. штук в год, из них 20 тыс. – модель Fiat Albea. Ее цена, по словам генерального директора «Северсталь-Авто» Вадима Швецова, не должна превышать 10 тыс. долларов, иначе эта машина с трудом будет конкурировать с дешевыми иномарками, собираемыми в России.

Президент альянса Nissan – Renault Карлос Гон на автосалоне в Детройте выразил желание построить в России завод для выпуска Nissan. Начнет строительство завода и Volkswagen.

Toyota планирует в 2006 году начать продажу своего нового внедорожника FJ Cruiser. Это будет самый большой автомобиль, он будет конкурентом американскому Hummer.

Volvo опубликовала первые официальные фотографии нового седана S80, производство которого начнется весной этого года. Судя по всему, он составит серьезную конкуренцию Mercedes E-класса, BMW 5-й серии и Audi A6. Его технические данные будут известны только в марте этого года на автосалоне в Женеве.

Особую настороженность всех участников российского авторынка вызывают китайские автомобили. Отношение к ним пока неоднозначное. В прошлом году КНР по объему производства и продаж автомобилей обогнала ведущие автомобильные державы – Германию и Японию. В минувшем году в Китае было продано почти шесть миллионов автомобилей, на 14% больше, чем в 2004 году. По прогнозам китайской ассоциации автопроизводителей, в нынешнем году в стране будет реализовано около 6,6 млн машин.

Относительно отечественного автопрома компания «АСМ-холдинг» сделала неутешительные прогнозы: «Ряды российских автомобилей заметно редеют. Больше нет «Ижей с оцинковкой». Вскоре исчезнет «Волга», на рынке останется лишь «Лада». Отечественные производители потеряли свои позиции».

Но объем российского авторынка все же будет расти и дальше. К 2010 году он превысит 30 млрд долларов, а это больше, чем внутренние рынки газа и электроэнергии вместе взятые. Если наметившиеся тенденции сохранятся, большая часть этих денег достанется иностранцам.

Для российских предпринимателей пока имеется возможность активно развивать региональные центры сервисного обслуживания, доставку комплектующих, поскольку «иностранцы» в России нуждаются в зимней резине, бензине и маслах, моющих и полирующих средствах. Значительную долю в доходах составляет качественное обслуживание автомобилей. В большой степени качество обслуживания клиентов и сервисное сопровождение автомобилей позволили компании Genser обеспечить в прошлом году 10,4% всего российского рынка Nissan. В Московском регионе ее доля составила 15,8% (прирост – 72%).

Рост продаж иномарок в России требует не только корректировки деятельности смежных отраслей, но и дальнейшего развития в регионах финансовых инструментов, таких как кредитование, лизинг. Имеют свой интерес и страховые компании.

К СВЕДЕНИЮ

Германский автомобильный клуб ADAC назвал «автомобиль года» среднего класса. Им стал Volkswagen Passat, который получит приз «Желтого ангела». Второе место занял автомобиль третьей серии BMW, третье – Opel Zafira.

Первое место в категории «качество» заняла Toyota Yaris, второе – Mazda-6, третье – Audi A2.

«Лучшей маркой года» признана фирма BMW. За ней следуют Mercedes и Porsche.

Источник: Deutsche Welle.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Минпромэнерго РФ выделило шесть самых важных событий ушедшего года в автопроме:

  • 29 марта подписано Постановление Правительства РФ, предполагающее снижение таможенных пошлин по ряду автокомпонентов, ввозимых в режиме «промышленной сборки»;
  • 15 апреля подписан Совместный приказ Минпромэнерго России, Минэкономразвития России и Минфина России, определяющий понятие режима «промышленной сборки»;
  • 19 мая утвержден План реализации в среднесрочной перспективе (2005–2008 годы) приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России;
  • 14 июня в поселке Шушары (Ленинградская область) началось строительство нового завода Toyota;
  • 17 августа Ульяновский автомобильный завод начал серийный выпуск нового автомобиля УАЗ-3163 «Патриот»;
  • 22 августа Ижевский автомобильный завод приступил к промышленному производству легковых автомобилей Kia Spectra.

Источник: информационное агентство Ladaonline