Дружба дружбой, а табачок врозь

| статьи | печать
Дружба дружбой, а табачок врозь

Все главные бухгалтеры и финансисты попадали в такую ситуацию, когда от директора требуется представить первичную документацию, а он торопится, ему некогда, атакуют со всех сторон, вы же должны войти в положение и быстро отправить денежные средства по его указанию. Как бы высока ни была степень доверия высшему руководству, но перечисление денег таким образом может повлечь проблемы. Вплоть до уголовных...

«Сладкая парочка»

Практикой проверено: в каких бы хороших отношениях с топ-менеджером главбух ни состоял, при возникновении угрозы директору и его фирме будет «забыто» все, кроме одного – спасти себя и свой бизнес.

Страшный сон главного бухгалтера – директор-депутат. И это не случайно. Во-первых, вопросы к топ-менеджеру возникают не только утром на оперативке или вечером, когда рабочий день на исходе, а шеф только сейчас соизволил приехать на предприятие. Они появляются и днем, когда тот выполняет депутатские функции. Часто финансы и налоги, да и некоторые производственно-хозяйственные ситуации требуют немедленных решений. А руководителя нет на месте...

Во-вторых, зачастую такие директора считают себя «неприкосновенными». Многие в связи с этим берегов не видят, полагая, что законы можно соблюдать выборочно. В такой ситуации главбуха остается только пожалеть, так как он в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – ФЗ «О бухгалтерском учете») несет солидарную ответственность с руководителем.

 

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Как показывает практика, в случае возникновения нелицеприятных ситуаций топ-менеджеры используют такую формулировку: «В финансовых вопросах лучше разбирается главный бухгалтер, которому я полностью доверяю». Главбух, в свою очередь, не сможет оправдаться тем, что выполнял противоправные указания директора.

 

Главные вопросы главного бухгалтера

В современных условиях главному бухгалтеру приходится решать не только традиционные задачи учета имущества и составления отчетности, но и вопросы правомерности перечисления денежных средств. Подписывая платежное поручение и прочие финансовые документы, он обязан знать:

  • что именно визирует;
  • соответствует ли то, что написано в документах, тому, что требуется подписать;
  • какие документы должны быть в наличии, их полнота и комплектность;
  • правильно ли заполнены все реквизиты и идентичны ли они в остальной документации.

«Аффилированные лица», «лизинг», «цессия», «форс-мажор» и прочие термины всегда были прерогативой юриспруденции. Сегодняшний бухгалтерский учет – не просто финансовый инструмент. Это экономико-правовая дисциплина, поэтому современный главный бухгалтер – это три специалиста в одном: финансист, юрист и экономист. Кто подписывает документы, с того и спросят. С кого спросят, тот и ответит. Кому отвечать, тот и должен беспокоиться. Главному бухгалтеру следует помнить, что его ответственность прописана во всех существующих в России кодексах, а незнание закона не освобождает от ответственности.

И в этом мы еще убедимся.

1996–2007 гг. – время, когда все хотели всё и сразу и чтобы за это ничего не было. Такие желающие, включая заместителей директоров, у которых власти много, а ответственности намного меньше, были на многих предприятиях оборонного комплекса, НИИ и т. д. – того, что составляло основу народного хозяйства.

Главный бухгалтер, разбирающийся в «серых» схемах, видит их насквозь и сразу, но участвовать в маскировке таких технологий не имеет права, поскольку просто по должности обязан этому противостоять (например, коммерческая структура не имеет рабочих требуемого профиля, однако контрагентский строительный договор надо заключить именно с ней и т. п.). Возникают противоправная ситуация и риски финансовых потерь. Ведущие специалисты компании смотрят на ситуацию так, как им хочется, а главный бухгалтер видит ее глазами налоговой инспекции или финансовой разведки. Автору известен случай, когда ведущие специалисты компании убеждали директора в таких вещах, которые трудно поддаются здравому смыслу, а устные замечания главбуха по устранению рисков попросту игнорировали. В такой ситуации главному бухгалтеру было рекомендовано написать директору служебную записку, а он, в свою очередь, переадресовал ее соответствующим специалистам для устранения опасной ситуации.

 

ИМЕЙТЕ В ВИДУ!

Служебные записки – не выдумка привередливых бухгалтеров, а документ, установленный п. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обратите внимание, что в соответствии со ст. 9 того же Закона за главным бухгалтером закреплен «контроль за целесообразностью хозяйственных операций», а исходя из смысла ст. 40 Налогового кодекса РФ необходимо обосновать деловую цель любой хозяйственной операции, под которой надо понимать и все договоры. Получается, что, с одной стороны, главбух обязан требовать соответствующие документы, чтобы ситуация не выглядела двузначной или криминальной, а с другой – специалисты кричат, что бухгалтер, дескать, лезет не в свое дело.

Никогда не подписывайте документы на ходу, наспех или в нетрезвом виде.

 

Береженого бог бережет

Как обосновать деловую цель, если товар стоимостью миллионы рублей приобретается у посредника по цене в несколько раз выше, чем у изготовителя? Или если одну и ту же работу с разницей лишь в слове «модернизация» делают и давно существующее предприятие, и вновь образовавшееся малое, причем находятся они в одном городе, а стоимость работы на малом предприятии в несколько раз выше? Закрывать глаза на эти детали главный бухгалтер не имеет права, если не желает иметь дело с правоохранительными органами.

К примеру, бухгалтеру представили акт выполненных работ по отладке программного обеспечения, в котором указано, что приемка происходила в Омске. Он должен обратить внимание, каким образом могла происходить отладка программного обеспечения, изготовленного на малом предприятии Москвы, на территории предприятия Омска, если ни один специалист из столицы это предприятие не посещал, не отметился ни на проходной, ни в журнале учета командированных лиц, отсутствуют и проездные билеты из Москвы в Омск?

Такие хозяйственные операции будут рассматриваться налоговиками как сокрытие прибыли, а финансовой разведкой – как использование служебного положения в личных целях или отмывание денежных средств. Все это обязан выявлять и контролировать главный бухгалтер. Понятно, что это не нравится тем сотрудникам, у кого выявляют подобные манипуляции, но, с другой стороны, недовольны и сами бухгалтеры, так как замечания и постоянный контроль портят отношения с коллегами.

Директор, у которого развит инстинкт самосохранения, был бы только рад, что главный бухгалтер заранее предупредил его о возможных негативных последствиях. Другая категория директоров такого рода предупреждения самоуверенно игнорирует, как будто законы существуют только «для слабонервных».

Резюмируя сказанное, добавлю, что инстинкт самосохранения должен быть развит прежде всего у самого главного бухгалтера. Наблюдая за подобным поведением директора, каждый свой шаг подстраховывайте документами.

 

СОВЕТ

Главный бухгалтер, как правило, предпоследний (после юристов, экономистов и т. п.) читает до-говор, по которому будут перечисляться денежные средства. Следует иметь в виду, что, если в договоре не прописаны обязательные документы по отгрузке, транспортным перевозкам, санкциям, а отдельные пункты можно трактовать двояко, есть вероятность переквалификации такого договора налоговой или другими службами. Следствие таких «переквалификаций» – иное налогообложение (как правило, по более высоким ставкам) и финансовые потери.

Поэтому в договоре все заранее должно быть прописано как можно детальнее. Если предложенные вами устные поправки к договору не воспринимаются, опять пишите служебную записку с указанием, какая статья какого именно закона нарушена (чтобы остальные специалисты не думали, что это прихоть главбуха). Относитесь к служебным запискам как к творческому процессу, и таким образом вы утвердитесь в собственных глазах и в глазах коллег.

Резонный вопрос: а где же в это время юристы, ведь договорная работа в основном их прерогатива?! Если у юриста не записано в контракте, что он несет равную ответственность за упущения в пунктах договора или других хозяйственных ситуациях, повлекших финансовые санкции, повышенное налогообложение или судебные разбирательства, то его виза ничего не значит. Он ни за что в соответствии с Гражданским, Бюджетным, Налоговым и Уголовным кодексами РФ не отвечает. Главный бухгалтер остается один на один со своей ответственностью.

Кого, кроме главбуха, интересует, что ст. 168 ГК РФ и ст. 172 НК РФ до 1 января с.г. не были увязаны, а с 1 января они работают вместе; что вычет НДС сейчас осуществляется одной платежкой, а с 1 января 2009 г. это требование опять отменят; что ст. 174 НК РФ как бы является лазейкой, а ст. 575 ГК РФ ее «закрывает»? Соответственно под все эти нововведения надо корректировать и учетную политику, и организацию бухгалтерского учета, да и память бухгалтера должна быть тренированной.

Отрицательные результаты тоже результат!

Главный бухгалтер несет ответственность за отрицательные результаты отчетного периода больше, чем за периоды, когда все в порядке, поскольку к таким итогам могла привести его неграмотная финансовая политика.

Помните, отрицательные результаты – это трудности в получении кредитов, недоверие к лидерству в холдинге, невозможность участия в конкурсах, повышенный интерес контролирующих структур и прочее.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Баланс – это классовый инструмент, отражающий интересы структур, влияющих на настоящее и будущее компании.

Если вы думаете, что баланс всего лишь сухой цифровой документ, предназначенный только для отчетности в разные инстанции, в том числе перед акционерами на годовом общем собрании, и для получения кредита, то ошибаетесь. При умелом использовании данного инструмента в один и тот же период времени предприятие можно представить или преуспевающим, или погибающим – в зависимости от поставленных целей. Баланс отражает одномоментное состояние организации, назавтра он будет уже другим. Исходя из этих наблюдений не каждый главбух в трудные годы неплатежей и стагнации показывал свое предприятие убыточным.

Все финансово-хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета, информация которых скапливается в бухгалтерском балансе. Все нарушения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, создающие предпосылки для экономических преступлений или являющиеся таковыми, собираются там же. Баланс делают все, а финансово-бухгалтерская служба все только фиксирует, при необходимости – анализирует (если руководитель спросит, то анализ делается так, как ему это надо, если не спросит – тоже проводится анализ, но так, как представляет себе бухгалтер).

Баланс формируется на основании учетной политики, действующей на предприятии. Меняется руководство – меняются требования, подходы к производственно-хозяйственным операциям, в том числе деловая цель. Все это немедленно должно быть отражено в учетной политике (естественно, в соответствии с бухгалтерскими ПБУ и другими законодательными актами). Тогда был бы иной результат. Итак, это первый главный вариант.

Однако чаще используется более легкий путь – договориться с заказчиком закрыть некоторые этапы работ (мягко говоря, немного не законченные). Позднее они, несомненно, будут закончены, зато сейчас появится необходимый для положительного результата нужный объем выполненных работ.

Есть и другие варианты, но мы на них сегодня останавливаться не будем.

 

БЫВАЕТ И ТАК

В 1996 г. главбуха крупного предприятия осудили за неправомерное перечисление денежных средств контрагенту при отсутствии необходимых документов. Контрагент оказался фирмой-«однодневкой». На суде бухгалтера спросили, как же она, опытный специалист, допустила такую промашку? Бухгалтер ответила, что действовала по устному указанию директора, обещавшего, что в ближайшее время все документы придут почтой. Директор возразил: главбух не может работать по его устному указанию, на все требуются письменные подтверждения. А он таких указаний не давал!