1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 790

Кто вправе признать расходы экономически обоснованными

Появилось сразу несколько писем Минфина России, посвященных вопросам отнесения тех или иных расходов организации к экономически обоснованным.

В частности, организации интересовал вопрос о праве учесть при исчислении налога на прибыль расходы на оплату услуг международных рейтинговых агентств, об обоснованности привлечения сторонних фирм и адвокатов для ведения дел в судах при наличии собственной юридической службы. 

Финансовое ведомство в Письме от 08.07.2008 № 03-03-06/1/397 сообщило, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях ухода от налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

В письмах от 16.07.2008 № 03-03-06/2/78 и № 03-03-06/1/83 Минфин России сообщил, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли. При этом Минфин России особо подчеркнул, что бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Иными словами, финансовое ведомство заявило, что вопрос эффективности и целесообразности понесенных организацией расходов должен решаться индивидуально с учетом конкретных деталей.

Именно так и поступают арбитражные суды, когда спор по данному вопросу доходит до них.

Так, например, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 21.04.2008 № Ф03-А04/08-2/264 установил, что НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

Кроме того, судьи руководствовались Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 № 3-П, по смыслу которого судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

Судьи решили, что 13,1 млн руб., потраченных организацией на консультационные услуги при наличии собственных служб, уменьшают базу по налогу на прибыль.