1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1567

Постановка управленческого учета

Все большее число руководителей организаций перестает сомневаться в необходимости ведения учета, ориентированного на внутренних пользователей и отражающего реальное состояние компании, что необходимо для принятия грамотных управленческих решений. 

Разрабатывая и внедряя систему управленческого учета, любая организация сталкивается с проблемой интеграции бухгалтерского и управленческого учета. Основная сложность состоит в организации взаимодействия между обоими видами учета, имеющими один объект, но разные цели. В связи с этим указанной проблеме следует уделять особое внимание не только на стадии разработки проекта по постановке системы управленческого учета в компании, но и при выборе автоматизированных программ, а также на этапе внедрения.

Управленческий учет в отличие от бухгалтерского не регламентирован никакими правовыми актами, однако все же целесообразно учитывать общемировую практику постановки и ведения управленческого учета, общие показатели и основные принципы которого отражены в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).

Вопрос о степени привязки учетной политики и плана счетов управленческого учета к бухгалтерским во многом является дискуссионным, и его решение остается на усмотрение руководителя организации. При этом следует учитывать, что управленческий и бухгалтерский учет имеют общую базу — они отражают одни и те же факты финансово-хозяйственной деятельности, а создание двух параллельных систем, не взаимосвязанных друг с другом, потребует дополнительных материальных затрат и трудовых ресурсов.

В управленческом учете отражаются дополнительные по сравнению с бухгалтерским учетом данные обо всех хозяйственных операциях, что позволяет более оперативно анализировать отдельные аспекты деятельности предприятия для принятия управленческих решений. В связи с этим на начальном этапе необходимо трансформировать счета управленческого и бухгалтерского планов счетов. Здесь следует учесть различия, закрепленные в учетных политиках обеих систем учета, что достигается использованием различных аналитик.

 

Рабочий план счетов для целей управленческого учета можно настроить несколькими способами, которые условно можно разделить на две группы: одномерные и многомерные.

Одномерные системы настройки предполагают наличие как субсчетов, открываемых к синтетическим счетам соответствующего плана счетов, так и разветвленной системы аналитических счетов, открываемых к синтетическим счетам или субсчетам на каждый объект учета. На практике это можно осуществить двумя способами: созданием автономной системы двух учетов или интегрированной системы финансового и управленческого учета.

 

Автономная система предполагает замкнутость каждой системы учета — бухгалтерского и управленческого. При этом в финансовом блоке ведется учет затрат по элементам (материальные затраты, оплата труда, амортизация и др.) на счетах 20, 25, 26, 44 и т.д., а в управленческом блоке учет ведется по статьям калькуляции. В этом случае настройка плана счетов для целей управленческого учета осуществляется следующим образом: в рабочий план счетов вводятся счета специально для нужд управленческого учета — так называемые зеркальные счета. Для этого выбираются свободные коды счетов, например 30, 31, 32, 33, 49. Одни счета используются для учета затрат, другие — для учета финансовых результатов.

При интегрированной системе учета зеркальные счета не применяются, используется единая система счетов и бухгалтерских проводок.

 

Систему субсчетов и счетов аналитического учета такой одномерной системы целесообразно внедрять на небольших предприятиях, например в торговых оптовых компаниях. В случае наличия многоуровневой иерархии объектов или групп аналитического учета одномерная система становится громоздкой и неудобной для работы, и в данной ситуации необходимо использовать многомерную систему.

 

Многомерные системы предоставляют более широкие возможности по ведению управленческого учета и формированию отчетности. Они строятся по аналитическим признакам, так называемым направлениям аналитики. Количество измерений представляет собой совокупность направлений аналитики, увеличенных на один (за счет самого плана счетов). Общее количество направлений аналитики ограничивается только целесообразностью степени детализации, а также возможностями выбранного программного обеспечения.

Важно подчеркнуть, что в такой системе как для бухгалтерского, так и для управленческого учета используются одни и те же счета, то есть система уже является интегрированной.

Направление аналитики — это однородные объекты аналитического учета, которыми могут быть, например, основные средства, номенклатура товаров, контрагенты, бизнес-процессы и подсистемы управления, сотрудники и т.д. При этом одни направления аналитики используются как в бухгалтерском, так и в управленческом учете, как, например, основные средства, сотрудники, номенклатура товаров. Другие — бизнес-процессы и подсистемы управления, проекты, центры ответственности — нужны только для целей управленческого учета.

На схеме приведен пример организации управленческого учета по направлениям аналитики на предприятии, где наглядно показано, как счет или субсчет бухгалтерского плана счетов может быть дополнен направлениями аналитики. Естественно, в схеме представлен лишь фрагмент плана счетов для управленческого учета.

На этапе разработки рабочего плана счетов управленческого учета полезно создать специальный регламент о порядке трансформации, в котором наглядно будут отражены расхождения между двумя системами учета.

При выборе программного продукта для автоматизации создаваемой системы управленческого учета также необходимо учитывать взаимодействие управленческого и бухгалтерского учетов. Здесь следует обратить особое внимание на соответствие программного продукта критериям, определенным в методологии управленческого учета, срокам и затратам по внедрению, обработке и его последующему обслуживанию.

 

Процесс интеграции управленческого и бухгалтерского учета касается и изменений в организационной структуре компании, поскольку необходимо не только ввести новые функциональные обязанности сотрудников (или даже создать отдельное подразделение), но и обучить, мотивировать, а также оценить эффективность их труда.

Учитывая все вышеперечисленные нюансы, при внедрении управленческого учета в организации можно избежать нежелательных проблем, возникающих на границе «управленческий учет — бухгалтерский учет», и создать эффективный механизм для принятия управленческих решений.