Синергия менеджмента, контроллинга и информатики

| статьи | печать

Наращивание аналитической составляющей существенно повышает возможности контроллинга как системы подготовки решений для устойчивого развития компании.

Управленческие решения на предприятии охватывают все стороны его деятельности: подготовку производства, собственно производство, сбыт, работу с персоналом, финансы и др. Основная задача управления устойчивым развитием – координация деятельности подразделений для наиболее эффективного их использования по решению стратегических, тактических и текущих задач предприятия.

Этому должны способствовать высокий профессионализм сотрудников, широкая информационная поддержка анализа состояния и тенденций развития, компетентность в принятии стратегических и тактических решений, планирование и координация деятельности подразделений для достижения общих целей, проведение организационных и текущих мероприятий по поддержанию бизнеса, содействие развитию коллектива и личности в нем.

Особую роль в этой связи играет контроллинг, понимаемый как управление бизнесом для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.

Управление бизнес-процессами требует комплексного рассмотрения и внешних, и внутренних факторов. Анализ текущего состояния и перспектив развития собственного бизнеса, учет неопределенности в динамично изменяющейся макроэкономической ситуации в России и за рубежом, обострения конкурентной среды, а также постоянно меняющейся правовой сферы управления бизнесом недостаточно эффективны без формирования современной информационной системы контроллинга.

В качестве одной из основных задач выделена консолидация и координация информации для подготовки стратегических решений и операционной деятельности.

Современный контроллинг предусматривает учет основных положений стратегического менеджмента и определяет систему подготовки принятия решения на всех основных этапах жизненных циклов предприятия и выпускаемой им продукции.

Особое значение приобретает принятие решений при подготовке инновационных проектов.

 

Информационная поддержка

Информационная поддержка менеджмента должна не только предоставлять руководству информацию о текущем состоянии дел, но и обеспечивать ему возможность прогнозирования последствий тех или иных изменений внутренней или внешней среды.

Подобный подход позволит обеспечить организаторов бизнес-процесса всей информацией, необходимой для детального анализа текущей ситуации и предусмотреть необходимые шаги для совершенствования деятельности.

Новые подходы к информатизации контроллинга и внедрение современных систем поддержки принятия решения призваны:

  • обеспечить информационную поддержку управления бизнес-процессами по установленным целям;
  • объяснить усложняющиеся экономические проблемы организации и подвергнуть их оперативному анализу;
  • проанализировать и предложить возможные решения по реструктуризации и развитию бизнеса.

Миссия контроллинга заключается прежде всего в обеспечении длительного устойчивого функционирования предприятия и его структурных единиц. При этом текущий анализ и регулирование плановых и фактических показателей подчинены стратегической задаче.

На первых порах контроллинг действует как сигнальная система, ориентированная на принятие своевременных мер при наличии отклонений от плана. При этом соблюдается цикл поддержания управленческих решений (схема 1). Система обеспечивает сопоставление плановых и фактических значений контролируемых показателей, основанное на плане развития предприятия и налаженной, хорошо структурированной системе управленческого учета.

По мере развития системы управления на предприятии контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению в зависимости от уровня полномочий и ответственности менеджера. При этом сохраняется централизация видов обеспечения управления (в том числе информационного).

Взаимосвязи различных компонентов менеджмента, контроллинга, информатики (информационных технологий), а также задач определения целей, планирования, анализа, контроля и регулирования ответственности между службами за результаты деятельности по управлению отражены на схеме 2.

 

Система подготовки принятия решений

1. Контроллинг можно рассматривать как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия.

С точки зрения информатизации контроллинга этим целям служит система подготовки принятия решений (СППР), которая должна обеспечивать методическую и информационную поддержку этому процессу по ключевым финансово-экономическим вопросам на основе оперативного анализа и прогноза финансовых и экономических показателей.

Это предполагает ситуационное и регламентное прогнозирование, мониторинг, анализ и корректировку деятельности предприятия и его подразделений в разрезе представляемых продуктов и услуг, обслуживаемых клиентов с учетом оценки состояния рынков и условий конкуренции на них, оценки бизнеса.

Многогранность анализа, наличие связанных, но различных показателей, а также возможные смены приоритетов определяют необходимость в многоаспектной системе управленческого учета, позволяющей оперативно настраиваться на нерегламентированные запросы пользователя. Принципы формирования системы показателей, а также результаты конкретного выбора такой системы, регламентированной внутренними нормативными документами, определяют требования к структурированию учетных данных и выбору ключевых показателей деятельности.

Аналитические задачи

Отмеченные выше особенности аналитических задач управления требуют специфических методов аналитической поддержки принятия решений. Прежде всего они должны иметь хорошую интерпретацию в терминах конечного пользователя. Кроме того, эти методы должны работать с недостающими или плохо структурированными данными и информацией.

К основным финансово-экономическим задачам системы подготовки принятия решений относятся анализ состояния и прогноз тенденций бизнеса и рыночной конъюнктуры, планирование деятельности и управление развитием организации.

К наиболее важным можно отнести следующие комплексы задач контроллинга:

Контроллинг финансового состояния предприятия и планирование его развития, в том числе:

  • стратегическое планирование;
  • тактическое и оперативное планирование;
  • среднесрочное управление портфелем активов и пассивов;
  • анализ и оценка инвестиционных проектов и составление бизнес-планов;
  • анализ и распределение инвестиционных ресурсов по проектам и подразделениям;
  • выработка оптимальных стратегий повышения доходности и ликвидности, управление системным и кредитным рисками;
  • анализ деятельности предприятия по параметрам риск/доходность/ликвидность в разрезе центров ответственности;
  • анализ и прогноз текущей ликвидности предприятия;
  • внутренний аудит.

2. Состояние производства, взаимодействия с поставщиками, обслуживания клиентов, смежных организаций и сотрудников филиальной сетью.

3. Общеэкономическое положение отрасли в сопоставлении с макроэкономическими показателями развития мировой экономики, экономики России в целом и с показателями других отраслей.

4. Состояние и прогнозирование отдельных рынков и услуг.

Координированное решение перечисленных выше задач предполагает наличие серьезной информационно-аналитической поддержки.

Классифицировать аналитические задачи можно по виду постановки задачи и требуемому способу моделирования.

Так, по виду постановки задачи можно разделить на следующие группы:

  • типовые задачи, решаемые в большинстве организаций;
  • актуальные, хорошо формализуемые задачи, например задачи мониторинга бизнес-процессов;
  • актуальные, плохо формализуемые, но важные практические задачи с неполными (подчас недостоверными и противоречивыми) исходными данными, например текущее планирование или анализ баланса клиента;
  • нерегулярно решаемые задачи, которые обычно требуют оперативной реализации, но быстро теряют актуальность.

По способу моделирования данных задачи можно сгруппировать следующим образом:

  • использование моделей многомерного статистического анализа;
  • прогнозирование, включая использование сезонной составляющей;
  • финансовое конструирование и планирование с использованием оптимизационных моделей;
  • применение эвристических моделей, в том числе экспертных опросов или алгоритмов с обучением;
  • исследование структурных составляющих и взаимосвязей элементов.

Современные математические и программные средства обеспечивают реализацию компонент информационной системы контроллинга. Весь комплекс информационно-аналитического обеспечения бизнеса призван реализовать информационную поддержку решений, принятие которых стоит перед руководством предприятия в целом и его отдельных структур.