Рокировка в пользу экономики

Государственные инвестиции в экономику поддержат инфраструктуру
| статьи | печать

Проект федерального бюджета на ближайшие 3 года, представленный Минфином, предполагает значительное увеличение расходов на отечественную экономику. Однако основные выгоды получат отрасли инфраструктуры, а не инновационный сектор экономики.

Основную часть расходов федерального центра в предстоящем 3-летнем периоде по-прежнему будут занимать «Межбюджетные трансферты». Их размер увеличится с 2527,3 млрд руб. в нынешнем году до 4001,7 млрд в 2011 году (158,3% к уровню текущего года). Причем доля в общем объеме государственных затрат возрастет с 36 до 37,2%.

Столь высокий уровень трансфертов объясняется особенностями существующей бюджетной системы. Львиную долю доходов федеральный центр забирает себе, а затем распределяет деньги между регионами. Судя по увеличению доли межбюджетных трансфертов в общей структуре расходов ожидать больших изменений в сложившейся схеме сбора налогов и расширения налоговой базы регионов не приходится.

На втором месте по объему расходов остается раздел «Национальная оборона». Затраты на ее обеспечение в стоимостном выражении вырастут с 1016,7 млрд руб. в текущем году до 1480,5 млрд руб. в 2011 году (145,6%). А вот доля военных расходов в общем объеме бюджетных затрат снизится с 14,5 до 13,8%.

«Национальная экономика» через 3 года займет 3-е место по уровню бюджетных ассигнований, сделав рокировку с «Общегосударственными вопросами», которые отправятся на 5-ю позицию.

Расходы на «Национальную экономику» увеличатся с 771,3 млрд руб. в нынешнем году до 1384,80 млрд руб. в 2011 году с впечатляющим ростом 179,5%. Доля «нашей» статьи в общем объеме расходов также повысится почти на 2 процентных пункта – с 11 до 12,9%.

Однако радость и плоды увеличения расходов на отечественную экономику достанутся далеко не всем отраслям...

 

Любимцы бюджета

Самый большой кусок бюджетных ассигнований из раздела «Национальная экономика» предполагается потратить на «Дорожное хозяйство». Их размер увеличится более чем в 3 раза –с 173,7 млрд руб. в текущем году до 529,4 млрд в 2011 году. А доля в общем объеме бюджетных расходов по данному разделу вырастет с 22,5 до 38,2%.

Основная доля «дорожных» ассигнований будет расходоваться в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). В частности, на подпрограмму «Автомобильные дороги» будет затрачено в 2010 году 289 323 млн руб., в 2011 году – 373 475 млн.

Еще одним направлением государственных средств станет автодорожная инфраструктура Владивостока, которую будут «подтягивать» к началу саммита АТЭС, а также другие мероприятия ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья».

Вторым по объему ассигнований подразделом является «Транспорт», размер расходов на который за трехлетку увеличивается почти в 3 раза – с 106,7 млрд руб. в текущем году до 269,7 млрд руб. в 2011 году. Его доля в структуре затрат на «Национальную экономику» растет с 13,8 до 19,5%.

Держава поддержит воздушный транспорт, выделив ему в 2009 году бюджетные ассигнования в сумме 5259,6 млн руб., в 2010 году – 8085,2 млн, в 2011 году – 8217,8 млн. Они пойдут на содержание служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации, предоставление субсидий аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера. Не забыты и российские авиакомпании, которым компенсируют часть затрат на лизинговые платежи за воздушные суда отечественного производства.

По непонятным причинам в расходы на воздушный транспорт затесались затраты на содержание координационного центра Россия – НАТО в сумме 24,6 млн руб. И дело даже не в проблемах, которые сейчас возникли в отношениях с Североатлантическим альянсом. Неясно, какое отношение эти средства имеют к транспорту вообще.

На государственную поддержку железнодорожного транспорта запланированы ассигнования, которые пойдут на компенсацию потерь в доходах железнодорожников от регулирования тарифов при перевозке пассажиров.

Водный транспорт получит из федерального бюджета в 2009 году 13954,9 млн руб., в 2010 году – 14 275 млн, в 2011 году – 14992,3 млн. Деньги будут направлены в первую очередь на выполнение функций государства по обеспечению безопасности транспортного процесса.

Спасение утопающих не остается делом самих утопающих. Бюджетные ассигнования на содержание поисковых и аварийно-спасательных учреждений в 2009 году предусмотрены в сумме 40,6 млн руб., в 2010 году – 44,4 млн, в 2011 году – 47,9 млн руб.

 

Крепкие середняки

На фоне трехкратного увеличения расходов на транспортную инфраструктуру и сумм, исчисляемых сотнями миллиардов рублей, бледновато выглядит раздел «Прикладные научные исследования в области национальной экономики», который занимает 3-е по объему средств место в разделе «Национальная экономика». Затраты на его развитие, составляющие в текущем году 75,6 млрд руб., к 2011 году вырастут до 146,9 млрд, продемонстрировав рост 194%.

Для решения наболевшей проблемы энергосбережения будут расходоваться 200 млн руб. ежегодно. Сумма явно недостаточная для решения столь масштабной задачи.

Более солидные средства получат важнейшие инновационные проекты в области машиностроения и металлургии, медицинской и фармацевтической промышленности, химической и нефтехимической индустрии (в 2009 году – 2600 млн руб., в 2010 году – 3800 млн).

 

Пострадавшие

Часть же подразделов «Национальной экономики», от развития которых зависит судьба высокотехнологичных отраслей, получит в трехлетней перспективе гораздо меньшее финансирование, чем им выделялось ранее.

Среди пострадавших подразделов выделяется «Исследование и использование космического пространства», по которому запланировано резкое снижение доли расходов с 2,1 до 1%. В абсолютных цифрах прослеживается та же тенденция: падение затрат федерального бюджета с 16,2 млрд руб. в нынешнем году до 14 млрд в 2011 году.

Хуже с финансированием обстоят дела, пожалуй, только в подразделе «Сельское хозяйство», где и доля, и абсолютный размер бюджетных ассигнований сократились практически в 2 раза. В 2008 году объем расходов федерального бюджета здесь прогнозируется на уровне 13,9 млрд руб. ( 7,7% от раздела «Национальная экономика»), а в 2011 году – лишь 7,7 млрд (3,2% соответственно).

Прямо скажем, непонятное снижение расходов на отечественный аграрный сектор в условиях кризисных явлений на мировом продовольственном рынке.

В целом же большую часть прироста бюджетных расходов на раздел «Национальная экономика», которые будут значительно расти в объеме, получат отрасли транспорта. Рокировка с разделом «Общегосударственные вопросы» действительно произойдет, но основную выгоду в результате получит инфраструктура, а инновационному сектору экономики придется пока подождать.

Бизнес-сообщество с сожалением отмечает, что предлагаемая Минфином бюджетная политика не соответствует целям перевода российской экономики на инновационные рельсы. Не хватает стимулов и ресурсов для предприятий, занятых производством высокотехнологичной продукции. Государство активно забирает в бюджет огромные деньги из экономики, столь же широким потоком нужно направлять средства на развитие отраслей, от которых зависит будущее страны.