Лотерея – стимулирующая, расходы – рекламные

| статьи | печать

Организации обычно всеми силами стремятся привлечь внимание потребителей к своей продукции. Одним из способов является проведение стимулирующей лотереи. Минфин в своем Письме от 29.08.2008 № 03-03-06/1/485 рассказал, как учесть расходы на ее проведение в целях исчисления налога на прибыль, в случае если лотерея состоит из трех этапов, которые приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды.

В Письме отмечено, что в процессе проведения лотереи ее организатор проводит розыгрыш призового фонда, а участвующие в лотерее получают право на выигрыш, если кто-либо из них будет признан выигравшим в соответствии с условиями лотереи. При этом договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей лотереей (подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Поэтому, если стимулирующая лотерея организована с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресована неопределенному кругу лиц, расходы на ее проведение для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как рекламные.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

При этом расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Исходя из этого Минфин пришел к выводу, что расходы, связанные с проведением  стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, в целях налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, и признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

В случае если проведение лотереи состоит из трех этапов, которые приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды (на первом – определяется выигравший участник, на втором – составляется протокол утверждения участника лотереи, а на третьем – выдается приз), расходы на проведение лотереи учитываются на момент составления протокола утверждения участника лотереи.