Ипотека дорожает страхованием

| статьи | печать

Рынок ипотечного кредитования, считает Минэкономразвития, нездоров и нуждается в оперативном вмешательстве. В роли лекарей предлагается выступить страховщикам.

В I полугодии 2008 года развитие рынка ипотечных кредитов несколько затормозилось. В условиях нестабильного стагнирующего рынка банки действуют разнонаправленно: одни, в том числе ВТБ24 и Русский ипотечный банк, повышают ставки по кредитам (при этом ВТБ24 остается единственным крупным банком, выдающим ипотечные кредиты без первоначального взноса), вторые, среди которых крупнейший игрок на рынке – Сбербанк, объявляют об их понижении. Третьи вообще мечутся – то повышают, то понижают (так поступили Альфа-банк и Городской ипотечный банк). В целом за первые 6 месяцев 2008 года серьезного ухудшения условий для заемщиков не случилось, однако вектор развития обозначился, и он однозначно направлен в сторону повышения ставок. Вызвано это не только ситуацией на внутреннем рынке, но и международной конъюнктурой, в том числе значительной мировой инфляцией. Время низких ставок прошло.

Вдобавок ко всему Минэкономразвития в июне выступило с инициативой «оздоровления рынка жилищных кредитов». Суть предложения заключается в том, чтобы обязать заемщиков страховать свою ответственность перед банками на случай невозврата кредита. В результате вдобавок к обязательному страхованию жизни и потери трудоспособности заемщика, а также обязательному страхованию приобретаемого жилья, которые требуются для получения ипотечной ссуды сейчас, заемщику придется покупать еще один страховой полис. Выходит, в то время как банки стремятся сделать свои программы по ипотечному кредитованию более привлекательными и упрощают процедуры выдачи кредитов, Минэкономразвития пытается взвалить на клиента, и без того сильно тратящегося на сопутствующие страховки, дополнительные расходы и этим привлекательность ипотечного кредитования сильно снижает. Понятно, что история с ипотечными кредитами в США сильно напугала игроков на других рынках, однако непонятно, почему фактически все риски клиент должен брать на себя?