Контрольная для мэров

Отсутствие схем территориального планирования остановит жилищное строительство
| статьи | печать

Дефицит местной инициативы может серьезно застопорить практически повсеместно реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Согласно Градостроительному кодексу РФ уже через год, с 1 января 2010 года, невозможно будет начать любое строительство в любом муниципальном образовании без схемы территориального планирования.

Неспешная поступь местных чиновников

Между тем только 8 субъектов Федерации из 83 сумели защитить в Министерстве регионального планирования весь пакет необходимых градостроительных документов. Это Республика Башкортостан, Астраханская, Московская, Самарская, Саратовская, Смоленская и Ростовская области, город Санкт-Петербург. Они могут рассчитывать на помощь из федерального бюджета, в частности, на средства создаваемого сейчас в форме государственной корпорации Фонда содействия развитию жилищного строительства.

На муниципальном уровне лишь 66 из 523 городских округов имеют генеральные планы, отвечающие требованиям Градостроительного кодекса и утвержденные в установленном порядке нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

 

Дружное оправдание: нет денег

Региональные и муниципальные власти в голос утверждают, что главная причина отсутствия у них градостроительной документации – дефицит финансов в их бюджетах.

В Тверской области, например, подсчитали, что на разработку схем территориального планирования только городских округов и муниципальных районов требуется по 200 млн руб. ежегодного бюджетного финансирования в течение 8 лет. В итоге получается 1,6 млрд руб. На одно только обновление топографических планов территорий надо 100 млн руб.

Делегаты недавнего Всероссийского съезда строителей из Тамбовской области назвали на форуме намного меньшую сумму – 300 млн руб. Возможно, они «поскромничали».

Власти Московской области официально обратились в федеральное Правительство с просьбой выделить из госбюджета 2 млрд руб. на софинансирование работ по подготовке схем территориального планирования всех муниципальных образований –  существующих и вновь рождающихся.

По оценке специалистов в сфере ценообразования в строительной отрасли, на разработку генерального плана города требуется от 1 до 3 млн руб., а мегаполиса с населением более миллиона жителей – 1 млн уже долларов. Это еще по тарифам устаревшего базового Справочника стоимости работ в жилищном строительстве.

Реальная цена может оказаться на порядок выше. К примеру, в Ставрополе только на корректировку генерального плана, существующего с советской поры, в городской бюджет заложены расходы в 15 млн руб.

«ЭЖ» располагает сведениями о том, что в Министерстве регионального развития России обсуждалась возможность выделения субъектам Федерации 3(!) млрд руб. в качестве государственного соучастия в подготовке региональных градостроительных документов. Судьба проектной проработки неизвестна. Возможно, потребовалась корректировка в связи с созданием Фонда содействия развитию жилищного строительства. Одной из его задач в Законе о нем (от 24.07.2008 № 161-ФЗ) написано: «...оказание содействия развитию деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и архитектурно-строительному проектированию, в том числе по подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории». Более того, в бюджеты городских округов, муниципальных районов и поселений будет поступать не менее половины доходов от продажи новым Фондом земельных участков и объектов недвижимости и от передачи в аренду площадок под застройку, которые находятся в границах муниципальных образований и межселенных территорий.

 

ИНТЕРВЬЮ

Ленивым и безынициативным помощи не будет

Корень зла зарыт в откровенном равнодушии и безделии местных властей, заявил заместитель министра регионального развития России Сергей Круглик, отвечая на вопросы корреспондента «ЭЖ» о ситуации в регионах с принятием схем территориального планирования.

– Кто не ждет у моря погоды, тот давно уже завел надежных партнеров и имеет набор нужных градостроительных документов. Знаю, что во многих муниципальных образованиях схемы территориального планирования утверждены как и положено местными депутатами.

– Без публичных слушаний?

– Как же без них. Это обязательная процедура. Мнение людей – определяющий фактор при работе над проектами генпланов застройки территорий. Только после этого принимаются решения по ним, например, в виде отдельного регионального закона. Все эти формальные процедуры подробно прописаны в Градостроительном кодексе страны. Хочу только отметить, что для муниципалитетов очень важно добиться включения своих разработок в общую заявку субъекта РФ, которую региональная власть подает в федеральные органы государственной власти с целью заключения соглашений на софинансирование отдельных видов работ из федерального бюджета. А именно: из средств Фонда содействия развитию жилищного строительства и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

– Но до этого самим надо потратиться изрядно, ведь генпланы составляются специалистами высокой квалификации.

– А можно и вовсе не трогать скудные местные бюджеты. Или, как вы справедливо упомянули в примере одинцовской инициативы частно-муниципального партнерства, бюджетные затраты можно свести к минимуму.

Я сам в бытность заместителем мэра ни у кого и ничего не просил. Мы сумели тогда привлечь заинтересованный частный капитал и совместными с ним действиями в сжатые сроки подготовили генеральный план города. Экономия бюджетных денег была существенной, что позволило нам направить средства на решение других социальных задач. Не гадать нужно: получится не получится, а работать. Путей решения проблемы множество.

– Например?

– Пожалуйста.

Вариант первый. В соглашение о муниципальном заказе вносится пункт, по которому затраты на подготовку градостроительной документации вписываются в общую инвестиционно-строительную смету исполнителя заказа и на схему территориального планирования, и на строительство жилья.

Вариант второй. Создаются целевые муниципальные фонды, в которых аккумулируются и бюджетные деньги, федеральные и региональные в том числе, и средства заинтересованных инвесторов и девелоперов.

Наконец есть возможность компенсировать застройщикам расходы на подготовку градостроительной документации последующим предоставлением им в приоритетном порядке новых земельных участков под строительство жилья и коммерческой недвижимости. Лишь бы не было корысти и сговора.

– А на помощь со стороны государства можно надеяться?

– Конечно. Уже упомянутые фонды работают в этом направлении. Но на помощь могут рассчитывать только в тех муниципальных образованиях, где главы местных администраций не дремлют.

 

ПРАКТИКА

Как не стать без вины виноватым

Избежать участи виновного во всем стрелочника муниципалитеты могут с помощью… бизнеса. Застройщики кровно заинтересованы участвовать в работе над проектно-изыскательскими документами. Отсутствие схем территориального планирования повышает финансовые риски девелоперов.

Нередко случается так, что вслед за ранее принятым постановлением о выделении земельного участка под жилищное или коммерческое строительство появляется решение о разделе его на несколько площадок с целью последующей их реализации уже не одной компании.

Бизнес работает эффективно, зная точно, как и откуда прокладывать коммуникации, имея хотя бы общее представление о социальной сфере в муниципальных образованиях и ее перспективах – образовательных и медицинских учреждениях.

Давно и повсеместно социальным обременением для строителей стали такие объекты, как молочные кухни детского питания, дошкольные сады и ясли, водонапорные станции и электроподстанции, не указанные в первоначальных соглашениях с местной властью. Выгоднее получается с самого начала участвовать в разработке проектов.

В Одинцовском районе Подмосковья девелоперы вложили свои средства в разработку генпланов застройки большинства поселений и уже работают по ним. Такой опыт частно-муниципального партнерства нашел применение в других муниципальных образованиях Московской области.

В результате регион имеет теперь областной закон о генеральном плане развития, который дал строителям четкие ориентиры развития территорий на ближайшие 12 лет.

Теперь утверждена еще «Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития».

К сожалению, в других российских регионах квалифицированное участие девелоперов в работе над проектно-изыскательскими документами мало заметно.