Происходящие вокруг реформы местного самоуправления события требуют установления эффективного механизма общественного контроля как над органами государственной власти субъектов Федерации, так и самими муниципалитетами.
Растущее число попыток ревизии статуса власти на местах подрывает доверие граждан к органам местного самоуправления. Люди видят, как шаг за шагом сужаются полномочия муниципалитетов в части администрирования местными налогами и распоряжения собственными средствами прозрачноскудного муниципального бюджета.
Парадокс современного народовластия в стране заключается сейчас в том, что население дефакто и де-юре выбирает себе местную власть, но защитить ее от посягательств вышестоящих властных структур не может – ни фактически, ни юридически. Государственная власть равнодушна к мнению народа вне времени избирательных кампаний.
Не реагируют органы государственной власти в Москве и в субъектах РФ на многочисленные публикации в федеральных и региональных газетах, на выступления в других средствах массовой информации, в том числе муниципальных, о коллизиях муниципальной реформы, о фактах давления государственного аппарата на мэров и глав муниципалитетов.
В складывающейся таким образом ситуации Общественная палата считает необходимым обратиться к населению с призывом установить всенародный контроль за так называемым административным ресурсом из набора управленческих приемов органов государственной власти и за действующими заодно с ними правоохранительными структурами. Логично будет выстроить совместными усилиями механизм общественной защиты единственно всенародно избранной и самой приближенной к народным массам власти. Комиссия Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике будет благодарна всем средствам массовой информации и общественным организациям, а также муниципальным образованиям и их ассоциациям за предоставленную ими информацию о новых фактах преследования глав местных администраций. Такие сведения могут и должны содержать:
- данные об инструментах административного давления на местную власть;
- сведения о конкретных фактах воздействия на местное самоуправление со стороны органов государственной власти и правоохранительных структур;
- информацию о проведенной по таким фактам общественной экспертизы или осуществленного инициативным путем опроса общественного мнения;
- обобщенные предложения и рекомендации по пресечению давления на местную власть.
Наиболее распространенные инструменты давления на местную власть:
- продвижение на руководящие посты в органы местного самоуправления представителей властной номенклатуры или лоббистских групп;
- трансляция стереотипа о неподготовленности реформы без делового предложения механизма действий;
- перераспределение полномочий органов местного самоуправления в пользу органов государственной власти, в результате чего субъекты Федерации получают делегированные снизу дополнительные функции и адекватное этому процессу немалое финансирование сверху – из федерального бюджета.
ИСТОЧНИК: Центр политической конъюнктуры России